01.03.2011 00:36
    Поделиться

    ДЭБ МВД: Средний размер взятки сейчас превышает 61 тысячу рублей

    Средний размер подношения чиновнику вырос вдвое

    За год возбуждено около 8 тысяч уголовных дел, связанных со взяткой. По материалам департамента экономической безопасности МВД, фигурантами многих коррупционных дел стали высокие чины.

    О своих предложениях, как можно сделать эту работу более эффективной, "Российской газете" рассказал заместитель начальника ДЭБ генерал-майор милиции Александр Назаров.

    Российская газета: Александр Юрьевич, правда ли, что на продажных чиновников не подействовал даже финансовый кризис? В то время когда у всего населения доходы падали, у них только росли?

    Александр Назаров: Если год назад средний размер взятки и коммерческого подкупа составлял чуть больше 23 тысяч рублей, то сейчас уже можно говорить о сумме, превышающей 61 тысячу рублей. Так, в прошлом году возбуждено около 8 тысяч уголовных дел, связанных с получением взятки. Что касается всех преступлений, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, то их выявлено свыше 37 тысяч. При этом количество выявленных фактов в крупном размере увеличилось более чем на 30 процентов. Во многом рост размера взятки связан с тем, что активизировались антикоррупционные меры и правоохранительные органы ориентированы на выявление более значимых преступлений. Коррупция становится реально опасным занятием, и чиновники не хотят рисковать по мелочи.

    РГ: А сколько среди них действительно крупных? Ведь не секрет, что некоторые взятки исчисляются даже не тысячами, а десятками миллионов рублей.

    Назаров: Благодаря принятым мерам удалось повысить эффективность работы по противодействию системным коррупционным преступлениям. Среди фигурантов уголовных дел все больше представителей руководящего звена органов государственной власти и местного самоуправления.

    Только в 2010 году к уголовной ответственности привлечены 4 действующих и бывших заместителя губернаторов субъектов (Амурская, Волгоградская, Курганская, Брянская области), 10 действующих и бывших региональных министров и их заместителей, депутат и 4 помощника депутатов Госдумы, должностные лица федеральных органов власти, федеральных государственных учреждений и ряд других высокопоставленных чиновников.

    Например, в Республике Башкортостан возбуждено уголовное дело в отношении министра образования, который отменил открытый аукцион и неправомерно заключил государственный контракт с коммерческой организацией без государственной экспертизы. А впоследствии утвердил завышенную проектно-сметную документацию на строительство школы, что повлекло ущерб в 63 миллиона рублей.

    Другой пример: пресечена деятельность организованной группы, участники которой занимались незаконным выделением земельных участков в прибрежной Черноморской курортной зоне. При передаче взятки в 71 миллион рублей с поличным задержан начальник управления торговли и бытового обслуживания администрации Туапсинского района Краснодарского края.

    РГ: Все знают о программе защиты свидетелей, когда государство помогает человеку сменить место жительства и даже фамилию. А как обстоят дела, когда свидетелями выступают руководители коммерческих структур?

    Назаров: Мы провели серьезный анализ всех дел, где идет речь о юридических лицах, которые сообщают о фактах коррупции, помогают в расследовании уголовных дел. Так вот, предварительный анализ показал, что имеется ряд пробелов в действующем законодательстве, которое регулирует защиту юридических лиц. Примером может служить уголовное дело в отношении руководителя Одинцовского отделения административно-транспортной инспекции, который получил взятку в 165 тысяч рублей за непроведение административных проверок.После того как одна из коммерческих организаций помогла выявить факт коррупции в действиях чиновника, тут же участились ее проверки всеми контролирующими органами, включая транспортную инспекцию. Естественно, что избыточные проверки практически парализовали деятельность этого предприятия. И таких примеров, когда коммерсанты помогают правоохранительным органам, но в итоге все равно страдают от коррупционеров и не чистых на руку чиновников, очень много. Поэтому мы говорим открыто: заявители - это мужественные люди.

    РГ: То есть получается, что бизнесмену гораздо выгоднее дать взятку, чем потом терпеть более серьезные убытки, а то и вообще потерять свое дело? Но ведь это, мягко говоря ненормально, и получается, что закон явно не на стороне коммерсантов?

    Назаров: Конечно, это нужно менять. Правоохранительными органами сейчас прорабатываются предложения по обеспечению экономической безопасности субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией. Причем это касается не только защиты юрлиц, но и непривлечения их к ответственности за дачу взятки.

    РГ: И все-таки, что делать коммерсантам, когда чиновники намеренно мешают им развивать дело, вымогая отступное?

    Назаров: Безусловно, обращаться в органы внутренних дел. Противодействие коррупции - одно из приоритетных направлений правоохранительной деятельности МВД. Злоупотребления в данной сфере совершают, как правило, должностные лица органов исполнительной власти. Это касается как разрешительных функций и допуска к конкурсам и тендерам, так и навязывания предпринимателям "услуг" по лоббированию их интересов и покровительству. У нас есть много примеров, когда обращения граждан приводили к логическому завершению карьеры для такого рода чиновников.

    Так, руководитель отдела государственных экологических экспертиз Северо-Кавказского управления Ростехнадзора задержан с поличным при получении взятки в 406 тысяч рублей. Общая сумма незаконного вознаграждения за выдачу положительных заключений экспертизы на строительство пяти коммерческих объектов в Геленджике должна была составить миллион рублей.

    В Московской области глава городского поселения Озеры создавал административные барьеры и вымогал у застройщика 15 миллионов рублей за оформление кадастрового паспорта на земельный участок под торговым центром.

    РГ: Не секрет, что земля уже давно не принадлежит крестьянам и именно с землей связано больше всего рейдерских захватов и мошенничеств.

    Назаров: Действительно, в начале приватизации было очень много случаев, когда колхозы и совхозы добровольно отказывались от земли, потому что у них не было денег на ее возделывание. В настоящее время больше всего преступных посягательств совершается на земли сельхозназначения и лесного фонда в Московской, Ленинградской областях, Краснодарском крае, других крупных субъектах. Причем взятки в этой сфере составляют миллионы и даже десятки миллионов рублей.

    На основе анализа оперативной обстановки в МВД подготовлены и направлены предложения президенту России по разработке дополнительных мер для усиления контроля над операциями с землей.

    Поделиться