Петр Положевец, главный редактор "Учительской газеты": Думаю, любая страна только выигрывает, когда ее молодые граждане едут в другие государства и не только получают там образование, но и узнают на собственном опыте, как устроена там жизнь, что за процессы происходят в их обществе, какие там приняты социальные, этические и моральные нормы. Любое новое знание, любой личный опыт - большая ценность для человека. И чем больше Россия получит носителей такого опыта, тем для нее полезнее.
Ну а если говорить о собственно образовании за рубежом, не секрет ведь, что в мире есть немало университетов, которые сегодня учат гораздо лучше, чем наши отечественные. Особенно по технологиям нового поколения - IT-технологиям, например, по тем направлениям, которые мы собираемся развивать у нас в ближайшем будущем. Что же, кроме пользы, в том, что страна получит высококлассных специалистов, которые и будут ей обеспечивать это развитие?
И, мне кажется, наши молодые ребята, получающие профессии за рубежом, начинают понимать еще одну важную вещь: учась в университете, можно одновременно всерьез заниматься наукой и работать в структурах, что может приносить и университету, и самому студенту реальные деньги. Это то, что в западных системах университетского образования очень развито, и как раз то, что мы только начинаем делать у нас в России: создавать на вузовских базах студенческие компании малого бизнеса. Хотя у нас есть и противники такой системы, заявляющие, что нечего превращать наши вузы в зарабатывающие фирмы. Однако во всем мире университеты выживают сегодня только таким образом, и мы не можем не учитывать меняющиеся и в России социально-экономические реалии. К тому же когда человек еще на студенческой скамье не только слушает лекции и пишет учебные рефераты, но и участвует в профессиональных разработках какого-то серьезного государственного заказа или бизнес-проекта, когда у него есть возможность, не сходя с этой скамьи, использовать полученную теорию в практике - так рождается настоящий специалист.
Еще один плюс: в России становится все больше иностранных компаний, которые приходят работать на наш рынок. У них другие немножко правила игры, у них другие требования к специалистам. И те ребята, что получили образование в западных странах, практически на сто процентов соответствуют тем квалификационным критериям отбора. И хорошо, когда наши ребята будут в этом смысле конкурентоспособны занять в этих компаниях рабочие места. Тем более, и это тоже очень важный момент, обучаясь в западных университетах, молодые россияне не только получают профессию. Там очень серьезно поставлены программы делового этикета, профессиональной этики, когда будущим специалистам прививаются морально-этические принципы. Даются заповеди профессионального поведения, о которых у нас студентам практически не говорят. В том числе и такие как "нельзя украсть - ни у хозяина, ни у государства, ни у партнера". Там этому учат, на какой бы курс ты не пошел заниматься, от привития этой идеологии современного цивилизованного бизнеса не уйдешь.
Поэтому я за то, чтобы наши ребята ехали учиться за рубеж, но я за то, чтобы при этом они возвращались в Россию. И наша задача - сделать так, чтобы эти молодые специалисты, получившие хорошее образование, нашли хорошие рабочие места на родине, имели бы возможность реализовать весь свой приобретенный потенциал. Себе во благо и на пользу России.
Алексей Варламов, писатель: В большинстве случаев не выгодно. Думаю, что образование надо получать там, где собираешься работать. Наше в большинстве своем ничем не отстает от западного, но оно еще и ориентировано на здешние условия производства. Стремление получить образование за рубежом - это разрушительный процесс. С одной стороны, то, что люди отправляюит своих детей учиться на запад, ослабляет позиции нашей школы. Государство наше от этого не выигрывает, как и экономика страны. Учеба на западе стоит больших денег - это финансовый отток. Учась там, наши люди поддерживают не свое государство, а чужое. Не нужно закрывать глаза и на то, что для многих родителей отправка детей за границу - это первый шаг к эмиграции. Нет ничего хорошего в том, что способные и талантливые дети не связывают свое будущее с Россией, а ищут счастья за ее пределами. Я вовсе не хочу сказать, что государство должно препятствовать тому, чтобы детей отправляли учиться на запад. Оно обязано делать все, чтобы эту ситуацию свести к минимуму, чтобы не было так заманчиво и престижно ехать в Гарвард или Сорбонну. Но, к сожалению, мы этого пока не наблюдаем.
Много спорят о том, должно ли образование в эпоху глобализации всех сфер нашей жизни нести на себе национальные черты. Мне трудно говорить о технических дисциплинах, но вот что касается гуманитарного образования, то, безусловно, оно национально окрашено очень сильно. Даже лингвистика, казалось бы, наиболее интернациональная наука.
Я думаю, что любое гуманитарное образование завязано на язык страны, а во-вторых, на научную школу. На мой взгляд, это очень важная вещь. Во время учебы в МГУ моим научным руководителем была профессор Белошапкова - ее учебники знает любой, кто когда бы то ни было учил русский язык. Она была ученицей знаменитейшего филолога Виноградова, который, в свою очередь, был учеником Шахматова. А это имя вообще не нуждается в комментариях среди людей образованных. И хотя я понимаю, что по сравнению с Шахматовым просто ничто в филологии, тем не менее мысль, что я все же укоренен в эту русскую филологическую традицию и хоть что-то из нее получил, всегда меня невероятно греет. Думаю, что для всех нас, кто получил образование в России, сознание того, что мы уходим корнями в глубинную фундаментальную традицию, а Россия в фундаментальной науке очень славна именами, является живительной опорой. Это не только риторика, но за этим стоят и вещественные ценности. Каждый день, видя характерный шпиль здания Московского университета, испытываю необыкновенную гордость. И в этом я не одинок. Мне приходилось преподаватть в США и в Европе, и я точно знаю, что школа преподавания иностранных языков в России поставлена гораздо лучше. Другое дело, что с практикой здесь сложнее. Но это вопрос не образования.
В хорошем смысле слова образовательный патриотизм нужно всячески пестовать и лелеять. Это наше национальное достояние. Чувство гордости за свою альма-матер - составляющая настоящего, не ложного патриотизма, о котором мы все так горюем.
Когда происходит обезличивание национальной высшей школы, подгонка ее под не очень понятные мировые стандарты, это не разумно. Образование получают не только головой, но и кожей. Важна среда, "культурный бульон", который студенты потребляют и который традиционно был в России очень насыщенным.