На завершившемся в столице Эмиратов салоне вооружений IDEX-2011 было три российских павильона, действительно популярных среди посетителей. Больше всего народу собиралось на стенде организатора нашей экспозиции - "Рособоронэкспорта". Случалось это, когда включали большой экран, на котором ярко показывалось практически все оружие отечественного ОПК, предлагаемого на экспорт. А вот среди предприятий и промышленных объединений в центре внимания были экспозиции "Концерна ПВО "Алмаз-Антей", тульского КБ приборостроения и корпорации, объединившей нашу танкостроительную отрасль, - "Уралвагонзавода".
То, что наши зенитно-ракетные системы - лучшие в мире, стало ясно 45 лет назад, когда американцы столкнулись во Вьетнаме с советскими зенитными ракетами. С тех пор качество нашего оружия, обеспечивающего ПВО страны и войск, повысилось многократно. Ни в одной стране мира, даже в США, так и не создали достойных аналогов наших "буков", "трехсоток", "четырехсоток", "торов", "тунгусок", и многих других систем. Поэтому-то те государства, которые хотят иметь самую надежную защиту своего неба, берут на вооружение то, что сегодня выпускают на "Алмаз-Антее". Так что интерес к экспозиции этого концерна был ожидаем. Да и сама экспозиция оказалась очень продуманной и информационно насыщенной. Это признали руководители российской делегации на салоне.
Тульское КБП производит противотанковые управляемые ракетные комплексы, которые также признаны лучшими в мире. Как показала практика их боевого применения, в регионе Ближнего Востока перед тульскими ракетами не могут устоять ни американские "Абрамсы", ни израильские "Меркавы". Авторитет КБП заметно повысился, когда туляки смогли завершить все работы над ракетно-пушечным комплексом "Панцирь". Он уже начал поступать на вооружение армии ОАЭ. На IDEX-2011 во время демонстрационных проходов техники впервые был показан эмиратский "Панцирь" в боевой раскраске. Это стало одной из немногочисленных сенсаций салона.
Интерес к экспозиции "Уралвагонзавода" объясним тем, что наша бронетехника распространена по всему миру, а Ближний Восток ею просто насыщен. Здесь случались танковые сражения, в которых сходились советские Т-55, Т-62 и Т-72 с американскими, британскими и французскими танками. А на рубеже веков старенькие Т-72 бились уже с новейшими "Абрамсами", и проигрывали далеко не всегда. Отлично в этом жарком регионе планеты служат наши бронетранспортеры и боевые машины пехоты. Армия ОАЭ даже раньше российской приняла на вооружение БМП-3 и очень этими машинами довольна.
Я был свидетелем как на стенд "Уралвагонзавода" пришел министр обороны одной из арабских стран. В силу каких-то причин он постарался сохранить инкогнито. Так вот, этот министр, обращаясь к президенту корпорации "Уралвагонзавод" Олегу Сиенко, сказал через переводчика: русские танки - лучшие в мире. Политкорректное окружение главного танкостроителя России поспешило поправить переводчика, загалдев: не русские, а российские. И тут арабский военачальник на чистом русском языке сказал: нет, он правильно перевел, хочу повторить, что именно русские танки - лучшие в мире. Все радостно заулыбались и с VIP-гостем согласились.
Действительно, о чем тут спорить. Лучшие танки ХХ века были рождены в СССР на территории России русскими инженерами. Т-34 спроектировали в Харькове, но по-настоящему боевой машиной он стал во время Великой Отечественной войны на Урале, где появился Т-34/85 и зародился в первых чертежах революционный Т-64.
В середине 1990-х годов на салонах IDEX всех потрясал своими ходовыми качествами газотурбинный Т-80У. Американский газотурбинный "Абрамс" казался неповоротливой черепахой по сравнению с нашей буквально летающей машиной. Почти до миллениума Т-80У красовался на всех рекламных буклетах, посвященных военно-техническим салонам в Абу-Даби.
В этот раз грунт демонстрационной площадки месили только французские "Леклерки". Зато на открытой площадке стоял украинский новейший танк "Оплот", и ни один из гостей салона мимо него не прошел. А что такое "Оплот" Украины? Это русский Т-80, созданный когда-то в Ленинграде, выпускавшийся и многократно модернизировавшийся в Омске. Главное отличие - на машине, которую собирают в Харькове, стоит чисто украинский дизельный оппозитный двигатель 6ТД-2Е. Остальные отличия - это важные, но все-таки детали. С другой стороны, дьявол кроется в деталях. И может быть поэтому специалисты Харьковского конструкторского бюро имени Морозова, уделив внимание каждой мелочи, создали дьявольски удачный танк.
Заместитель генерального конструктора ХКБМ Юрий Волченко подробно рассказал корреспонденту "РГ" о создании этой машины и ее особенностях.
После развала СССР Украине достались производственные мощности по выпуску танка Т-80Б с дизельным двигателем 5ТДФ. И, естественно, одно из лучших в Советском Союзе танковых КБ. Уже в самостийном государстве появился Т-84 - глубокая модернизация старой "восьмидесятки". Эта машина неплохо показала себя на сравнительных испытаниях с лучшими европейскими танками. В итоге Т-84 закупил Пакистан. И опять же с учетом итогов сравнительных танковых гонок был создан "Оплот".
Танк этот весит 50 тонн. Увеличение массы вызвано значительным усилением бронезащиты, в том числе за счет применения композиционных материалов. Установлена многослойная динамическая защита, которая эффективна не только против тандемных кумулятивных снарядов, но и против подкалиберных. В танковой дуэли "Оплот" почти неуязвим.
Победу украинскому танку, вне сомнения, обеспечат мощный дизель - 1200 л.с., а также автоматизированная и компьютеризованная система управления движением. Это украинское ноу-хау, которое мы почему-то реализовать не смогли. По словам Волченко, на танке не используется громоздкая гидрообъемная трансмиссия, но все преимущества такой трансмиссии присутствуют. Танк управляется не рычагами, а штурвалом очень плавно. В случае выхода электроники из строя, механик-водитель переходит на ручной режим, управление машиной идет при помощи обычных механических тяг. Мощный двигатель и система управления позволили ввести реверсную заднюю передачу, которая дала возможность двигаться назад со скоростью 35 км/час.
Система управления огнем тоже очень продвинута. На танке установлена современная оптико-электронная система. У командира и наводчика по индивидуальному дальномеру, по собственной тепловизионной камере и по собственному визуальному каналу. Фактически, на танке функции командира и наводчика продублированы.
Оружие позволяет гарантированно поражать цель типа танк на дальности 5 км. На дальности 4 км поражение - 98%.
Как заверил Юрий Волченко, если сравнивать "Оплот" и "Леопард А7", то украинский танк может оказаться и получше. Все, что есть передового в "Леопарде", есть и в "Оплоте", но есть и то, чего не имеет немецкий "зверь". "Оплот" более динамичен на поле боя, более надежен, имеет лучшую комбинированную защиту.
Надо сказать, что наши конструкторы танков не стали пренебрежительно оценивать изделие украинских коллег. Руководитель того Санкт-Петербургского КБ, в котором когда-то проектировался Т-80, Валерий Козишкурт, сказал, что восхищен теми новациями, которые харьковчане сумели реализовать в "Оплоте". При этом Козишкурт с сожалением добавил, что почти все, чем примечателен сегодня новый украинский танк, в России готовы были воплощать в металле в самом начале 1990-х годов, то есть почти двадцать лет назад. Что-то удалось воплотить в единичных экземплярах при модернизации старых машин, но большая часть российских инноваций так и осталась не востребована. А вообще, по словам российских танкостроителей, если бы родное минобороны захотело, в Российской армии давно были бы действительно лучшие в мире танки. Но это вовсе не значит, что если вдруг военное ведомство очнется от "летаргического танкового сна" и закажет нечто революционное, уже завтра новенькие чудо-танки побегут парадным строем по брусчатке Красной площади. Не получится. На создание новой машины сегодня потребуется более пяти лет, при максимальной мобилизации всех сил. И не факт, что в итоге получится нечто действительно хорошее.
На IDEX-2011 танковая тема обсуждалась активно, в том числе, в печатных изданиях, приуроченных к салону. Тон обсуждений и публикаций для нас неутешителен. Некоторые западные военные эксперты заявляли, что после того, как Минобороны России закрыло проект перспективного танка Т-95, танкостроение в РФ начнет неизбежно затухать. В лидерах мирового танкостроения объективно оказываются Германия, Китай и Украина.
Нельзя сказать, что руководство корпорации "Уралвагонзавод" к такому раскладу относится равнодушно. Там делают все, чтобы передовая школа советского танкостроения сохранилась и в новой России. И все у них получится, если будет налажено взаимопонимание с родным Министерством обороны.
Кстати сказать, "Уралвагонзавод" собирался привезти на IDEX-2011 два своих лучших образца - боевую машину поддержки танков "Терминатор" и самую последнюю версию танка Т-90АМ. Не сложилось в силу бюрократических препон. Жаль. Будь на салоне в Абу-Даби наш Т-90АМ, и не так бы внушительно смотрелся украинский "Оплот" и даже немецкий "MBT Revolution".
Остается дождаться салона в Нижнем Тагиле, где дорогие россияне увидят новинки отечественного танкостроения. Жаль, что на Урал нельзя взять и хотя бы на день переместить всех участников ведущего на мировом рынке оружия салона IDEX-2011. У нас действительно еще есть прекрасные образцы вооружений, вот только мужики-то арабские об этом и не знают…