В Восточной Сибири под вопросом поставки "запрещенного" Аи-80

Бюджетная сфера и сельхоз производители Забайкалья с начала года оказались в затруднительном положении: тендеры на поставку бензина Аи-80 отменяются один за другим из-за отсутствия заявок. Нефтесбытовые компании отказываются от участия в торгах.

Поставщики топлива заявляют, что не могут гарантировать бесперебойное обеспечение этой маркой топлива в течение всего года, поскольку производство ее с 2011 года в России запрещено, а имеющихся у них запасов явно недостаточно.

В Забайкальском крае работают 35 нефтесбытовых компаний, две крупнейшие - ОАО "Нефтемаркет" и ООО "РН-Востокнефтепродукт", подразделение "Роснефти", - являются традиционными поставщиками топлива для бюджетников и села. Однако, по данным краевого минпром энерго, лишь "Роснефть" заявляет, что располагает достаточным количеством Аи-80, запасов "Нефтемаркета" при нынешнем объеме потребления хватит менее чем на полгода.

- К сожалению, модернизация автопарка в крае заметно отстает от исполнения техрегламента, согласно которому НПЗ отказались от производства Аи-80. В том числе и потому, что на 2008-2009 годы, когда должна была происходить замена старых машин, пришелся пик финансового кризиса, - отметил Олег Поляков, министр промышленности и энергетики Забайкальского края. - Поэтому процент автомобилей, работающих на 80-м бензине, еще очень велик.

Сколько именно единиц автотехники работает на этой марке топлива, министр затруднился с ответом, однако отметил, что в прошлом году из 665 тысяч тонн нефтепродуктов, проданных в регионе, 75 тысяч тонн пришлось именно на Аи-80. И почти весь объем приходится на силовые структуры, медучреждения и сельскохозяйственные организации.

- Сейчас мы склоняемся к тому, чтобы работать с поставщиками просто по договорам купли-продажи, - отмечает Поляков. - Кроме того, мы намерены обратиться за помощью в Росрезерв. По нашим подсчетам, село и спецструктуры - милиция, армия, МЧС, Скорая помощь - топливом в этом году будут обеспечены.

В крайнем случае, считает министр, транспорт можно перевести на Аи-92, поскольку разница в характеристиках между этими марками невелика. Это поможет решить "проблему-80" до конца года.

Однако уверенности министра не разделяют сельхозпроизводители. Для них удар оказался особенно серьезным - ведь рассчитывать на бюджетную помощь в вопросах замены автопарка им особо не приходится.

- Понятно, что надо отказываться от "ГАЗ-53" и "ЗиЛов" - именно они ездят на "восмидесятом". Но ведь не от хорошей жизни их эксплуатируем, - признает Константин Наместников, генеральный директор Забайкальской зерновой компании. - Мы рассматриваем возможность приобрести несколько "КАМАЗов" в течение года. Но таких предприятий, как наше, кто может себе позволить купить новую технику, пусть даже в кредит, в лизинг, - единицы.

Перед остальными выход один - переоборудовать машины под другую марку топлива. А если не хватит денег и на это - то закрываться. Технически, утверждают аграрии, переделать машины под тот же 92-й несложно. Однако расходы на само топливо при этом резко возрастут - разница в ценах на Аи-80 и Аи-92 в рознице достигает 2-3 рублей за литр. К тому же от такой переделки снижается ресурс двигателя, увеличивается число ремонтов, а с 2015 года, возможно, и 92-го бензина тоже не будет.

Аналогичная ситуация сложилась и в Иркутской области. С той лишь разницей, что запасов Аи-80 здесь осталось на несколько месяцев. Однако у иркутян есть альтернатива - переводить транспорт на газ, благо в регионе активно осваиваются газовые месторождения. Только в сельском хозяйстве на этот вид топлива уже переведено более 20% автопарка - около 600 единиц техники.