Отсутствие координации между ведомствами, ведущее к неразберихе с налоговыми уведомлениями, президент назвал безобразной ситуацией, в результате которой страдают граждане. На самом деле бизнес страдает не меньше, если не больше.
Проблемы, которые предпринимателям сегодня приходится решать после проверок налоговых органов, говорят нам о том, что по большому счету продолжается борьба с налогоплательщиками. Действия налоговиков направлены на повышение собираемости налогов любой ценой, в том числе и ценой разрушения бизнеса предпринимателя. Сотрудничеством с налогоплательщиком это точно не назовешь. Часто решения налоговых органов о начислении многомиллионных недоимок не содержат должных доказательств о недобросовестности налогоплательщика. Как это ни странно, но при погружении в тему можно утверждать, что налоговой системой России игнорируется судебная практика, нормы закона. Акцент в работе сделан на сборе доказательств, не выдерживающих нормального судебного разбирательства. По крайней мере, мне приходится встречаться с такими делами и такой практикой очень часто.
Рост обращений налогоплательщиков в ФНС в 2010 году связан с ужесточением контроля за неуплатой налогов как в отношении физических, так и юридических лиц. Но при этом, к моему большому сожалению, сама организация работы с обращениями граждан ФНС никак не улучшена. Зачастую в неплательщики зачисляются невиновные граждане или организации.
Вот характерный пример, когда плательщика налога на недвижимое имущество в Москве уведомляет об уплате налога на старый адрес, где он не проживает уже много лет. Спросим, а по чьей вине в этом случае задерживается оплата налога и взимаются штрафные санкции? Налогоплательщик все это время зачислен в число "злостных неплательщиков" со всеми из этого статуса вытекающими...
Для юридических лиц характерна ситуация, когда по вине налоговой инспекции в базу по уплате налоговой или в ЕГРЮЛ самой налоговой вносятся неверные сведения, но бремя на исправление данных ложится на плечи тех, кто ничего при этом не нарушил. Налогоплательщик должен тратить свое время, писать заявления и предоставлять данные для исправления ошибок налоговой инспекции.
С моей точки зрения, до тех пор, пока налоговые органы в своей работе не откажутся от принципов - "вам надо, вы и делайте, а наша хата с краю", нормального контакта между налогоплательщиком и налоговиками достигнуть не получится. Существующий штат сотрудников ФНС и имеющиеся у этой службы ресурсы вполне позволяют организовывать свою работу так, чтобы учитывать интересы налогоплательщиков, за счет которых содержится наше государство и само ФНС. И для разумных людей не очень-то разумно кусать руку, из которой наполняется миска бюджета...
ОЛЬГА ПОНОМАРЕВА,
УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР ГРУППЫ ЮРИДИЧЕСКИХ
И АУДИТОРСКИХ КОМПАНИЙ "СОДЕЙСТВИЕ
БИЗНЕС ПРОЕКТАМ"