Юрий Богомолов: Коррупция - красная нить, затянутая у страны на горле

Событие недели (а возможно, и года): "Вторая ударная. Преданная армия Власова" Алексея Пивоварова.

Откровение недели: "У меня появилось сексуальное влечение во время танца в "Метрополе" (Алла Пугачева).

Загадка недели: беседа сенатора Пиманова с судьей Данилкиным в программе "Человек и закон".

Если люди горячо спорят...

Опять красной нитью сквозь недельный репертуар ТВ прошла тема реформы образования. В понедельник она обсуждалась в программе Александра Архангельского "Тем временем" (предельно остро). В воскресенье после полуночи на сей счет пытали господина Фурсенко Тина Канделаки и Андрей Колесников в своем шоу "Нереальная политика" (благожелательно). А до этого, в субботу, Глеб Пьяных в своем темном закутке, то есть в "Программе "Максимум", дознавался у разработчика реформы Александра Кондакова, какая ему выгода от этой инициативы.

Господин Кондаков за минувшие недели стал в медиапространстве чрезвычайно известной фигурой. Нет, наверное, сколько-нибудь серьезной телепрограммы, где бы он не объявился и не сказал бы какие-то слова о пользе своего начинания для юношей, вступающих в жизнь. И всюду он был неуязвим, неотразим... И только "максималист" Глеб Пьяных смог, кажется, несколько смутить реформатора.

Реформатор, убежденный в своей правоте, оказался по совместительству генеральным директором того самого издательства "Просвещение", которое и будет издавать новые учебники, писанные по новым стандартам. Это жирный пирог. Тиражи будут миллионными. И их продажи принесут миллионы. То-то инициатор так быстро сделал работу над многочисленными ошибками в проекте. И похоже, что рукописи новых учебников уже прочитаны корректорами. Хоть завтра сдавай их в набор, а послезавтра выкладывай на прилавки магазинов.

Кто-то замечательно верно подметил: "Если люди горячо спорят непонятно о чем, значит, они спорят о деньгах". К деньгам, собственно, и соскользнул разговор в "Нереальной политике", поскольку в ней под занавес зашла речь об угрозе для "рынка репетиторов", таящейся в школьной реформе.

Значит, с одной стороны (инициаторов реформы) - денежный интерес. И с другой стороны (противников реформы) - денежный интерес. А в стороне от сторон - интересы учеников усредненной школы. Но им, как повезет... с учителями, директорами, завучами и с классными руководителями. Как и бывало во все времена.

Святые великомученики - Руцкой и Жириновский

Ну, а самая неприятная красная нить, затянутая у страны на горле, - коррупция. Ее кто уже только не пытался разорвать. Этому зверю уже кто только не объявлял войну - и большие начальники, и правоохранительные органы, и СМИ вкупе с ТВ, а он все слушает да ест.

На минувшей неделе НТВ поставило в эфир вместо ожидавшейся музыкальной супербитвы разговорную баталию "НТВшники. Арена острых дискуссий".

Баталию эту можно было бы в очередной раз назвать сумбуром вместо дискуссии, если бы не один простой, но эффектный ее поворот. Журналисты НТВ пригласили в эфир двух святых великомучеников, бросивших вызов постсоветской коррупции - Александра Руцкого с его чемоданами компромата и Владимира Жириновского с его папками-досье на всех крупных чиновников.

Им обоим дали возможность поговорить о своих личных заслугах в деле борьбы с лихоимством, а затем их обоих ткнули в собственные коррупционные корыта. Боже, что тут началось...

Жириновский бился в словесном пароксизме, когда ему оглашали длинный список квартир и машин, записанных на счета его жены и сына.

Руцкой, когда ему Павел Селин зачитывал не менее длинный список родных человечков и кумовьев, нашедших теплые места под крылом бывшего губернатора Курской области, краснел и нервно улыбался.

Мне не показалось, что экс-губернатор краснел от стыда. Скорее, от злости. А кривая улыбка блуждала на его лице от того, что, наконец, понял, в какую ловушку он со своими "чемоданами" угодил.

...Еще одна красная нить - мыльная сага о частной жизни Аллы Пугачевой. Корнями повествование уходит в ту далекую пору, когда королева шоу-бизнеса нежданно объявила о своем браке с начинающим поп-артистом Филиппом Киркоровым. Тогда общественность не знала, что думать: это - правда или пиар-ход? Теперь, когда Алла приплюсовала к себе Максима и прямым текстом призналась в страсти нежной и к тому же спонтанной, электрической, не знаешь: это правда или возможный пиар-ход? Или операция прикрытия чего-либо?

Случай примечателен в том отношении, что заставляет лишний раз подумать о непробиваемой и непроницаемой броне того, что мы называем коротким иностранным словом - "пиар". Как под ним отыскать сермяжную правду? И не только касательно шоу-бизнесовых звезд, но и исторических персонажей, исторических событий.

Оказалось, что это не так уж невозможно.

Убиты, прокляты и забыты

В целом сюжет трагической участи Второй ударной власовской армии достаточно известен. Его разворачивал в своем документальном фильме Леонид Млечин. Он описан в книгах ему посвященных. Работа Алексея Пивоварова дорога подробностями и деталями, в которых, как известно, прячутся и Бог и дьявол. В том числе и друг от друга.

Вот это воспоминание о кровавом месиве в болотной жиже, над которой стоял такой смрадный дух, что живые солдаты должны были натягивать на головы противогазы.

Вот это напоминание о том, как бойцы шли в атаку по трупам своих товарищей, а на следующее утро уже по их трупам бежали следующие бойцы, чтобы стать трупами, по которым, как по суху, пройдут немецкие танки. И т.д.

Или вот это свидетельство: бойцы, пробиравшиеся по глубокому снегу и остановленные пулей, и оставшиеся торчать до весны припорошенными пнями.

Выживший в этом аду ветеран вспомнил часто повторявшуюся на передовой фразу командира: "Людей не считаем. Людей нам дадут, а техники нет".

Людей давали. Люди были в той войне таким же спасительным ресурсом, как сегодня нефть и газ. В этом и объяснение полководческого гения Сталина - он людей не считал. Он считал себя главнокомандующим армии, победившей гитлеровскую военную машину. Честно было бы его назвать главнокомандующим заградительных отрядов.

Особо многозначительным мне показалось то, что в рядах той армии какое-то время, до того, как был контужен, служил будущий скульптор, автор множества пафосных композиций Евгений Вучетич, о чем он, по свидетельству автора фильма, постарался забыть. Когда ему напомнили о могилах его однополчан, он сказал: "Там лежат предатели".

Павшие Второй ударной были убиты и прокляты еще во время войны. А после - забыты. А теперь, когда об этом кто-то нет-нет да напомнит, раздаются грозные окрики: "Не отнимайте у нас прошлое!".

***

Беседа господ Пиманова и Данилкина мне, как человеку, который смотрит только главные телеканалы, не отвлекаясь ни на какие другие СМИ, представилась какой-то шифровкой, непонятно кем посланной и кому адресованной. Все, что я понял, так это то, что честного порядочного судью травит некая общественность и некая его сотрудница клевещет на него. И что сенатор Пиманов ему сердечно сочувствует.