Экологическое сельское хозяйство активно развивается в мире и начинает развиваться в России. Объем мирового рынка экологической продукции оценивался в 25 млрд долл. в год. По прогнозам, к 2020 году он может достичь оборота в 200-250 млрд в год. По России данных пока нет, но в некоторых наших магазинах можно встретить продукты с маркировкой Organic и BIO. Стоит такая еда в полтора-два раза дороже, чем аналогичные продукты без "зеленого ценника". Предполагается, что эти яства произведены без пестицидов, ГМО, гормонов роста, консервантов, стабилизаторов и прочих искусственных добавок.
По словам гендиректора Корпорации "Органик" Константина Васильчишина, современная пищевая промышленность полностью зависит от нашей химической промышленности. Все, что производится на нашей территории, производится с участием генномодифицированных продуктов, с участием загустителей, подсластителей, усилителей вкуса. Так вот, полное отсутствие всей этой линейки говорит о том, что этот продукт можно назвать органическим. В ЕС существуют очень четкие критерии. Эта область регулируется директивами ЕС в части ведения органического сельского хозяйства. По этим регламентам 95% органических продуктов должно производиться на базе натуральных органических компонентов. Остальные 5% очень жестко регламентированы. Экологическими продуктами помимо продуктов питания может быть и косметика, одежда, мебель. Это может быть рыба, которая произведена по органическим технологиям. Стандарты сертифицируют не конечный продукт, а условия, в которых он произведен, а также все стадии производства.
Руководитель некоммерческого партнерства "Агрософия" Андрей Ходус говорит, что экостандарты в нашей стране существуют, и именно они определяют, каким образом должна производиться продукция, чтобы получить маркировку "эко", "био" или "органик". Кстати, при разработке российских экостандартов эксперты НП заложили все три определения.
Сдерживающим фактором развития экологического сельского хозяйства и природопользования, рынка экологической продукции в России остается отсутствие принятой на государственном уровне законодательно-нормативной базы. До сих пор не определено, что значит термин "экологический" и как должна производиться подобная продукция. Сегодня каждый желающий может маркировать свою продукцию как "экологическая", "органическая", не неся перед потребителем каких-либо дополнительных обязательств, чем многие с успехом пользуются для получения конкурентных преимуществ на рынке.
Вместе с тем в России в последнее время в этом направлении сделаны существенные шаги. В сотрудничестве с Российским региональным экологическим центром, Институтом рыночной экологии ИМО (Швейцария) были осуществлены переводы на русский язык основных стандартов экологического сельского хозяйства ЕС и США.
В настоящее время некоммерческим партнерством "Агрософия" ведется мониторинг данных стандартов, их своевременное дополнение и изменение.
В конце 2010 года правительством была утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года, предполагает разработку российских стандартов экологически безопасного сельскохозяйственного производства, проведение сертификации сельскохозяйственных производителей в стране, а также запуск системы финансовой поддержки производства экологически чистой продукции. Вслед за концепцией минсельхоз начал и разработку закона "Об экологическом сельском хозяйстве", который, как предполагается, как раз и должен более подробно прописать все практические механизмы для реализации мер концепции.
По мнению Андрея Ходуса, потенциальный спрос на биопродукты в нашей стране очень велик, особенно в крупных мегаполисах, и у биорынка в России большое будущее. В Москве и крупных российских мегаполисах биорынок имеет большие перспективы в силу высоких доходов населения, плохой экологии и повальной моды на здоровый образ жизни.
Однако, по мнению менеджера по маркетингу одной из популярных российских сетей, в ближайшее время биопродукты торговлю интересовать не будут. У них есть два определяющих критерия при выборе поставщиков: цена и объем продаж. Цена должна быть не выше той, что сегодня может себе позволить наш потребитель. Объем же продаж нужен очень высокий, поскольку сети работают с оборота. А значит, и бренд компании должен быть хорошо известен.
В поисках путей снижения издержек западные производители пытаются основать биопроизводство за пределами своих стран. Присматриваются они и к России. Наша страна, по мнению специалистов, имеет большие перспективы для биопроизводства. Во-первых, в последние десять лет минеральные удобрения в России использовались меньше, чем где бы то ни было: по статистике минсельхоза, их тратилось не более 8 кг на гектар, в то время как при интенсивном сельском хозяйстве, которое практикуется на Западе, норма составляет около 320 кг. По данным Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева, 70% российских аграрных хозяйств вообще не использовали в последние годы пестициды и гербициды из-за нехватки оборотных средств.