01.03.2011 15:54
    Поделиться

    "РГ" выяснила, на чем стоит липецкий цветочный бизнес

    Корреспондент "РГ" выяснил, на чем стоит цветочный бизнес

    Торговля цветами во все времена считалась прибыльным занятием. Немало разнообразных слухов о цветочном бизнесе ходит и сейчас. А что действительно стоит за деньгами, которые цветут и пахнут, корреспондент "РГ" узнал у тех, кто их зарабатывает.

    Традиционно цветы в феврале-марте дорожают на 20-30 процентов. В этом году прогнозировали беспрецедентный рост цен - на 60-75 процентов. И дело не столько в том, что в один лишь Международный женский день продавцы цветочной продукции по количеству продаж выполняют двух-трехмесячные планы, сколько в февральском росте таможенных сборов, а также повышении цен на транспортные услуги и дефиците товара у российских поставщиков. Но, как уверяют представители цветочного рынка, ожидать столь резкого скачка цен оснований нет.

    Четверть годовой выручки в "неувядаемом бизнесе" приходится на один только Международный женский день

    Так, 23 февраля розы в липецких салонах цветов в среднем стоили от 110 до 150 рублей за штуку, но можно было найти и по 90. На 8 Марта, говорят продавцы, цветы будут стоить дороже, но не больше чем на 10 рублей за "единицу". За куст хризантемы сегодня просят 80-100 рублей. Самыми дорогими остаются орхидеи - за нее в зависимости от свежести срезки и сорта просят от 700 до 1500 рублей. На тюльпаны цены скромные: 40 рублей - отечественные, от 60 рублей - голландские.

    - Цветы на 8 Марта мы еще не получили, но если сравнивать цены на 14 февраля 2011 и 2010 годов, то, по нашим оценкам, их рост составил около семи процентов, - говорит старший администратор одного из флористических салонов Липецка Марина Зуева.

    Ближе к 8 Марта традиционно повышается спрос на тюльпаны, герберы и мимозу. Если брать среднегодовые обороты, то лидирующие позиции сохраняют розы. Розничные торговцы не отрицают, что четверть годовой выручки в неувядаемом бизнесе приходится только на один Международный женский день. Но подчеркивают, что это достигается не из-за накруток в цене, а благодаря большим оборотам.

    - Рентабельность у всех разная, и никто вам ее не откроет, - поясняет Зуева. - Все думают, что цветочный бизнес - золотое дно, а на самом деле не все так легко. Сейчас очень большая конкуренция. Если раньше в городе было считаное количество точек - три салона и рынок, то в последнее время появились павильоны на остановках, цветами торгуют и в супермаркетах. Многие предпочитают цветы с рынка: срабатывает стереотип "на рынке все дешевле", хотя это заблуждение. Выживаем за счет мастерства флористов. Но найти хорошего специалиста в нашей сфере - тоже большая проблема. Грамотно и со вкусом составить букет могут далеко не все.

    Продавцы цветов традиционно делят своих клиентов на две категории. Первая - кого не столько интересует качество и красота букета, сколько его цена. Такие, как правило, покупают цветы, только имея веский повод. Другая - "гурманы", кто может позволить себе купить букетик просто так, по достоинству оценив мастерство флористов. Пока в Липецке преобладает спрос на цветы низкого ценового сегмента. Но "гурманов", по словам сотрудников цветочных салонов, с каждым годом становится все больше.

    В России рынок цветов опирается в основном на импортные поставки. На них, по оценкам специалистов, приходится до 90 процентов всей цветущей продукции. Цветы привозят из Голландии, Израиля, Эквадора, Кении, Колумбии. И дело здесь не столько в том, что русской душе сегодня требуются исключительно гламурные букеты (срезанный и напичканный химией заморский цветок доходит до своего покупателя в лучшем случае через неделю). Российские цветы свежее и на первый взгляд из-за отсутствия затрат на транспортировку должны быть дешевле. Но их на рынке немного.

    - В Голландии цветочная отрасль шагнула далеко вперед, - разъясняет заместитель директора муниципального сельскохозяйственного предприятия "Зеленхоз" Елена Мачнева. - Это страна цветочного бизнеса. Научный подход, селекция, полностью автоматизированный процесс. В итоге цветы, даже с доставкой, выходят дешевле. Наши розы хоть свежее и лучше пахнут, но совсем другого качества и, конечно, уступают по себестоимости. Например, цена голландской розы - 40 рублей, а у нас только черенок стоит 25. А ведь его еще надо вырастить, оплачивая затраты на электроэнергию, отопление. Вот и выходит конечная цена под 100 рублей. И как нам с ними конкурировать?

    По словам Елены Мачневой, сейчас их предприятие в основном производит рассаду однолетних цветов для городских клумб. Цветами на продажу занимаются только весной. В этом году к 8 Марта "Зеленхоз" планирует вырастить цветов вдвое больше, чем в прошлом году: 30 тысяч тюльпанов, 1,5 тысячи крокусов и около тысячи гиацинтов. Раньше занимались и розами, но сейчас перестали: невыгодно, да и не позволяют условия - теплице предприятия исполнилось 33 года.

    Кстати

    В свое время тогдашний министр сельского хозяйства Алексей Гордеев заявил: чтобы избавиться от импорта тепличной продукции, в России необходимо построить собственные "модули" - на площадях 200 тысяч гектаров. Однако возведение одной современной теплицы, приспособленной для выращивания роз, обойдется в 1,5 миллиона долларов. При этом в России уже появляются инвесторы, готовые вкладывать деньги в отечественное цветоводство, причем не только в южных районах страны, но и в Сибири.

    Поделиться