01.03.2011 00:45
    Поделиться

    В ПФО бизнес терпит убытки из-за непродуманных решений местных властей

    Предприниматели терпят убытки из-за непродуманных решений местных властей

    Увеличить схему.

    Количество предприятий и организаций, занимающихся оптовой и розничной торговлей и оказанием бытовых услуг населению в ПФО.

    Сразу в нескольких регионах ПФО представители малого бизнеса высказали недовольство политикой городских администраций.

    Арендное бремя

    Казанские предприниматели провели санкционированный митинг, выразив свой протест против решения о повышении земельного налога, принятого городской думой в октябре. Несмотря на сильный мороз (в день акции столбик термометра опустился ниже тридцати градусов), на улицы Казани вышли свыше 300 человек. Протестующие прошлись от кабинета министров республики на площади Свободы до мэрии города на улице Кремлевской.

    Такой масштабной акции Казань не помнит уже давно. Что вынудило бизнесменов выйти на улицы? Одна из причин - с нового года ставки земельного налога для торговых предприятий и автостоянок в столице Татарстана выросли с 0,4 до 1,4 процента кадастровой стоимости земли. Для владельцев автозаправок - с 0,5 до 1,4 процента, для гостиниц - с 0,4 до 1 процента. Ставка могла быть и гораздо больше, но аппетиты городских властей умерил закон, ограничивающий ставку полутора процентами от кадастровой стоимости участка.

    Предприниматели, решившиеся на акцию протеста, называют решение казанских властей началом конца их бизнеса. В мэрии города считают, что ничего смертельного в повышении налога нет. Так, начальник финансового управления исполкома Казани Айрат Гарипов написал в сообщении на сайте мэрии, чем вызвано принятие такой ставки. По его словам, "земельный налог - это один из основных источников дохода для любого города и он же - единственный, ставки по которому город определяет сам. Более того, сборы по нему не расщепляются, а идут прямиком в муниципальную казну. В Казани долгие годы ставка составляла 0,1-0,5 процента, да и сейчас отнюдь не достигла максимума".

    По словам Гарипова, в минувшем году город собрал в казну 1,997 миллиарда рублей - 1,556 миллиарда рублей по земельному налогу и 441 миллионов рублей по аренде. А вот нынче, после повышения, в планах собрать уже около трех с половиной миллиардов. То есть налоговые сборы должны вырасти на 984 миллиона рублей, а арендные платежи - на 560 миллионов.

    Что касается недовольства предпринимателей, то Гарипов называет несколько причин.

    - Во-первых, - считает Айрат Гарипов, - повышается не только земельный налог, но и налоговое бремя в целом. Предприниматели говорят: не успели мы оправиться от шока после повышения страховых выплат в социальные фонды, тут еще и ваш налог. Не все еще разобрались, в какой степени это затронет их собственный бизнес, но уже готовы присоединиться к протесту. Психологически все это можно понять. Тем более повлиять на решение федерального центра трудно, а город - вот он, рядом. Выходи, протестуй - глядишь, чего-то добьешься. Во-вторых, не только ставка, но и фактические платежи за землю не менялись пять лет! За это время только официальная инфляция превысила 56 процентов. В итоге земля стала восприниматься как воздух, за который платить не надо. И тут к вам приходят и говорят: плати. Конечно, с этим непросто смириться. В-третьих, повышение оказалось очень и очень неравномерным. Есть такие виды бизнеса, для которых платежи вообще снизились или изменились незначительно. Зато для других плата выросла в разы. Но первые молчат, а вторые возмущаются.

    Однако предпринимателям от чиновничьих пояснений не легче. Рыночные торговцы жалуются, что не в силах оплатить повышенную аренду. Владельцы автозаправочных станций говорят, что, несмотря на требования понизить стоимость бензина, они вынуждены будут повышать цены. В итоге повышение ставок отразится на потребителях.

    Новой ставкой земельного налога заинтересовалась прокуратура РТ. Здесь уверены, что решение Казанской гордумы противоречит принципам российского законодательства о налогах и сборах. Прокуратура заявила, что намерена добиться отмены столь непопулярного решения. В свою очередь мэр Казани Ильсур Метшин пообещал, что вопрос о земельном налоге будет рассмотрен еще раз на ближайшей сессии гордумы 3 марта.

    Нереальная помощь

    Деятельность администрации столицы Чувашии стала главным препятствием для развития малого бизнеса - такой вывод сделали в антимонопольной службе Чувашии по итогам 2010 года.

    По словам руководителя ведомства Вячеслава Борисова, расследование наиболее ярких дел, имеющих значение для всего предпринимательского сообщества, касается работы чебоксарских чиновников. В частности, антимонопольщиков заинтересовало, по какому принципу в городе распределяются места для мелкорозничной торговли. Принятые еще в 1997 году правила вообще не предусматривали какого-либо конкурсного порядка при предоставлении торговых мест.

    - На деле получалось так, что администрация города фактически единолично решала, кто имеет право заниматься торговлей на территории города, - подчеркивает Вячеслав Борисов.

    При этом во время расследования чиновники пытались доказать обратное. Конкурсным порядком в их понимании был срок подачи заявки. То есть место для торговли получал тот, кто раньше других писал соответствующее заявление.

    С такой постановкой вопроса не согласились ни управление ФАС, ни предприниматели, которым отказывали даже в том случае, когда их заявка была единственной. Заместитель начальника отдела контроля органов власти Андрей Ющенко говорит, что действовавшее в администрации города постановление наносило ущерб не только предпринимателям, но и бюджету города. Конкуренция в рыночной экономике подразумевает прежде всего ценовой элемент. Тот, кто больше заплатит за торговое место, тот и должен быть победителем, а город в этом случае получил бы больше денег.

    Еще одно громкое дело, в котором администрация города играла одну из ведущих ролей, касается сферы реформирования ЖКХ. Был выявлен факт, когда без надлежащей организации конкурса была совершена попытка передачи 125 жилых домов в руки новой управляющей компании. Причем, как отмечают в антимонопольной службе, протоколы собраний жильцов по всем этим домам были подготовлены буквально в течение одной недели.

    - Часть их была в форме очного голосования, часть - в форме заочного, которое проводилось якобы одним днем, в день регистрации этого общества. Причем речь в данном случае идет о нескольких тысячах жильцов, которых якобы успели опросить, - говорит руководитель УФАС по Чувашии Вячеслав Борисов.

    Таким образом администрация города попыталась уйти от проведения конкурса при определении управляющей компании. Эти документы антимонопольная служба признала недействительными и противоречащими нормам Жилищного кодекса РФ, а дело в настоящее время находится на рассмотрении в суде. По словам руководителей ведомства, подобные факты уже выявлены и в этом году.

    Например, при строительстве двухэтажного магазина на территории, отведенной администрацией Чебоксар, компания-девелопер столкнулась с неприятным сюрпризом. При утверждении акта выбора участка городские власти указали только на наличие там общественного туалета и зеленых насаждений. Захороненная железобетонная выгребная яма, полностью забитая жидкими и твердыми отходами, каким-то образом в документ не попала. Ее строители обнаружили уже при проведении земляных работ. Чиновников попросили изменить границы участка в связи с открывшимися обстоятельствами, но получили отказ. После проверки, проведенной УФАС, оказалось, что на плане города выгребная яма была указана. Чего нельзя было сказать про утвержденный акт, где наличие железобетонного сооружения "с начинкой" угадывалось лишь по отдельным точкам, оставшимся после стирания.

    - Сейчас у нас на рассмотрении находится еще одно дело, которое может стать одним из самых громких в этом году, - говорит заместитель начальника отдела контроля органов власти УФАС Андрей Ющенко. - Как ни странно, оно вновь касается администрации Чебоксар.

    В антимонопольную службу обратилась компания, уже три года занимающаяся размещением рекламы в лифтах жилых домов.

    - За это время мы не только успели заключить договоры со всеми управляющими компаниями города, в несколько раз увеличить арендные платежи за использование лифтов, но и получить патент на этот вид размещения рекламы, - говорит директор Сергей Вдовин.

    Тем не менее, как оказалось, результаты многолетнего труда можно перечеркнуть за один день. Именно столько понадобилось администрации города, чтобы дать указание управляющим компаниям на расторжение договоров с компанией и заключение соглашений на распространение рекламы в лифтах с другим частным предпринимателем.

    - Мне позвонили из администрации города с просьбой о расторжении договора, а потом всех руководителей собрали и объявили, с кем теперь надо заключить договоры на размещение рекламы в лифтах, - говорит директор управляющей компании Владимир Романов. - При этом работа прежних рекламистов нас устраивала полностью.

    Поделиться