В России будет создано в каждом федеральном округе по ситуационному центру, в который будет стекаться информация по безопасности на транспорте. Об этом вчера сказал в разговоре с "РГ" новый руководитель Ространснадзора Александр Касьянов.
На данный момент уже создан главный автоматизированный центр контроля на транспорте, который станет платформой всех информационных систем Ространснадзора. В этой информационной системе можно будет осуществлять дистанционный контроль перевозок, наблюдать через видеоканал за аэропортами, вокзалами. В основном речь идет о крупных объектах.
Шереметьево уже предоставило Ространснадзору доступ ко всем своим пятидесяти видеокамерам. Александр Касьянов продемонстрировал министру транспорта Игорю Левитину, как работает прототип системы.
Касьянов пояснил "РГ", что Ространснадзор продумывает мельчайшие детали системы, по которой можно было бы видеть реальные нарушения. Будут установлены датчики в крупных транспортных узлах первой и, возможно, второй категории. Это позволит сразу выявить, например, тех, кто пытается попасть на территорию аэропорта без досмотра. Однако Касьянов признал, что пока нормативной базы для этого нет. Но он предложил законодательно установить возможность использования результатов дистанционного контроля для доказательства нарушений при привлечении к административной ответственности на транспорте. Он отказался точно назвать сроки, приведя в пример систему наблюдения за нарушениями в ГИБДД. Немало прошло времени, когда у инспекторов появилось право привлекать нарушителей Правил дорожного движения к ответственности, высылая им штраф и фотографию.
При этом Игорь Левитин отметил, что сейчас идет работа над четким разграничением антитеррористической и промышленной безопасности на транспорте. Сейчас этот вопрос обсуждается в Госдуме. В свою очередь замминистра транспорта Андрей Недосеков сказал "РГ", что просчитываются возможные затраты по обеспечению антитеррористической безопасности на 2011-2012 годы. Недосеков признал, что нужны дополнительные люди, оборудование, поэтому все это отразится и на тарифах по использованию железнодорожной инфраструктуры, аэропортовых сборах. Но повышение будет незначительным.
Игорь Левитин отметил, что необходимо ужесточить штрафные санкции за нарушения промышленной безопасности. Речь идет о выходе неисправной техники в рейс, недостатках содержания инфраструктуры. Бизнес должен чувствовать свою социальную ответственность.
Александр Касьянов пояснил "РГ", что речь идет о высоких штрафах, которые исчисляются десятками тысяч рублей, чтобы бизнес почувствовал финансовую нагрузку за выполнение существующих норм. "Сегодня очень легко открыть бизнес, купить автобус, затратить минимум на подготовку водителей, техническое состояние автобуса и максимально заработать на перевозке пассажиров". К сожалению, такой подход приводит к человеческим жертвам, констатировал Касьянов.
В свою очередь Игорь Левитин напомнил о уже планируемом введении штрафов за перевес груза. На данный момент грузовик в сорок тонн может везти на 15 процентов больше нормы, ничего не нарушая. А это целых шесть тонн дополнительной нагрузки на дорогу. Теперь перевес будет снижен с 15 до 5 процентов и приблизится к европейским нормативам, сказал министр. Кроме того, вырастут и штрафы к владельцам грузов, грузоотправителям - до 400 тысяч рублей. То есть теперь не только водитель будет нести ответственность за перевес груза. Касьянов напомнил, что до недавнего времени водители получали документы и, если их ловили с перевесом, то платили штраф не более тысячи рублей. При этом выявлялось только 20 процентов от возможных нарушений в этой области.