Три месяца на территории Северо-Кавказского федерального округа работает созданное по поручению премьер-министра страны специальное подразделение Министерства регионального развития РФ - Межрегиональное управление (МРУ). Ему поставлена задача контролировать реализацию комплексных проектов социально-экономического развития в регионе.
Новая окружная структура расположилась в Ессентуках. Как строится деятельность управления, о его задачах и первых результатах работы в эксклюзивном интервью "Российской газете" рассказывает заместитель министра регионального развития Российской Федерации Сергей Верещагин.
Почин с чистого листа
Российская газета: Сергей Викторович, после создания МРУ Минрегиона в СКФО в прессе прошла информация, что именно вы возглавили эту структуру. Не могли бы внести ясность в этот вопрос?
Сергей Верещагин: Это не так. Я не руководитель теруправления, а курирую его по линии министерства. Возглавил структуру Алексей Иванов - грамотный экономист федерального уровня, который здесь находится постоянно. Я пока бываю наездами, но, конечно, хотелось бы больше времени проводить в округе, общаться с людьми на территориях, чтобы лучше понимать, какие проблемы и задачи стоят перед нами. Тем не менее примерно 60-70 процентов своего рабочего времени нахожусь здесь.
РГ: МРУ действительно первая региональная "ласточка" вашего министерства или нечто похожее уже создавалось?
Верещагин: В новейшей российской истории не только минрегион, но и любой другой федеральный орган никогда еще не создавал подобной структуры. Условно, это филиал министерства здесь, на территории, со своими полномочиями и функциями. Нам не у кого было "списывать", и все, что есть сейчас: положение, структура, общее понимание задач управления - продукт нашей интеллектуальной деятельности. Не исключаю, что в дальнейшем придется что-то менять. Возможно, расширится круг полномочий, штатная численность - объем задач у нас колоссальный.
РГ: По какому принципу подбирались кадры: упор делали на федеральных специалистов или на местных?
Верещагин: Штат вместе с руководителем составляет 27 человек. Пока набран основной костяк из нескольких человек, все другие будут отбираться по конкурсу. Из Москвы сюда приехал только руководитель, остальные сотрудники - местные. Не ставилась задача создать структуру, состоящую из "сторонних" людей, поскольку нужны сотрудники, знающие территорию и понимающие процессы, которые здесь происходят. В штат теруправления войдут разные специалисты, но больше, конечно, людей, имеющих экономическое образование. Хотя грамотные юристы и строители тоже нужны, в том числе для контрольных функций. Сейчас идут конкурсные процедуры, и надеюсь, что до конца первого квартала закончим формирование коллектива управления.
Стратегия в действии
РГ: Помимо контроля эффективного использования федеральных и инвестиционных средств в регионе, чем еще МРУ занимается?
Верещагин: Мы курируем много вопросов по линии министерства, но основных направлений работы три.
Во-первых, это взаимодействие с территориальными подразделениями федеральных органов власти. Здесь мы наделены функциями координации работы всех федеральных структур в рамках решения социально-экономических задач, определенных Стратегией социально-экономического развития СКФО до 2025 года.
Во-вторых, подготовка и утверждение основополагающих документов социально-экономического характера в субъектах СКФО, контроль их реализации, постоянный мониторинг целевых индикаторов. Это направление касается различных отраслевых, долгосрочных, ведомственных программ, которые разрабатываются и реализуются в субъектах округа.
И в-третьих, как раз обеспечение максимально эффективного использования всех ресурсов, которые направляются для развития Северного Кавказа. Контроль реализации крупных инвестиционных проектов и взаимодействие с институтами развития СКФО.
Я не хочу говорить о том, что создаем здесь некий контрольный аппарат, все-таки главная миссия управления - помощь регионам. Конечно, мы обязаны выполнять контрольные функции, следить за государственными деньгами и будем жестко наказывать тех, кто неправильно тратит федеральные инвестиции.
Еще в наших планах - организовать Совет, в который войдут зампреды субъектов СКФО по экономике и финансам. Ведь на самом деле государство предоставляет достаточно много интересных финансовых инструментов для развития, но не все знают, как ими пользоваться. Поэтому будем проводить обучение, пояснять, готовить рекомендации - это отдельный, очень важный блок нашей работы.
РГ: А кто будет проходить обучение?
Верещагин: Министры экономики, министры финансов, зампреды правительств. Если появится необходимость, готовы приглашать сюда коллег из федеральных министерств - тогда соответственно, уровень обучения окажется выше.
РГ: Как вы оцениваете текущий уровень компетенции специалистов по экономике и финансам в округе?
Верещагин: Мне с ними легко. Они готовы учиться, открыты для диалога, и это больше всего радует. Особенно отчетливо это увидел в Ингушетии. Глава республики Юнус-Бек Евкуров не повез меня по цветникам и садам, а по всем проблемным точкам и открыто сказал: "Мы много чего не понимаем, у нас много вопросов, и хотим, чтобы вы нам помогли". В Дагестане, Карачаево-Черкесии, на Ставрополье тоже посещал объекты, требующие внимания, - мне не показывали "красивые картинки". И увидел, что люди, которые здесь работают в органах власти, даже если им где-то не хватает знаний, готовы учиться. Кстати, компетенция правительств и Кабардино-Балкарии, и Ставропольского края очень высока, чувствуется, что здесь работают сильные специалисты.
Курорты в приоритете
РГ: В конце минувшего года правительство РФ утвердило план первоочередных действий по реализации Стратегии развития СКФО. Какие мероприятия, по вашему мнению, наиболее значимы в плане?
Верещагин: Стратегия задает общие направления развития с учетом особенностей территории, базовые точки, целевые ориентиры и систему показателей, к чему мы в конечном счете должны подойти.
И для того, чтобы у нас все получилось, надо четко представлять, а что же собственно необходимо делать? Какую работу провести, с участием каких ведомств? Какие для этого нужны программы, мероприятия, объекты, финансирование? Вот как раз для ответа на подобные вопросы в конце прошлого года был утвержден план конкретных мероприятий, которые предстоит реализовать в среднесрочной перспективе.
Причем перед тем, как начать разработку плана, провели совещание, на которое пригласили представителей всех субъектов СКФО с просьбой дать свои предложения. Вышло 262 страницы. И получили просто набор объектов различного уровня и в различных сферах: здравоохранения, образования, культуры, спорта - больше 1200 проектов! Есть хорошо проработанные предложения, по которым уже подготовлена сметная документация, есть и чисто "умозрительные". В общем, когда его "собрали", то поняли: перед нами абсолютно нечитаемый и нереализуемый документ, и пошли по пути подготовки плана федеральных мероприятий без привязки к конкретным объектам.
Сейчас в плане 89 мероприятий, они разбиты на 19 блоков, такие же, как в оптимальном сценарии Стратегии: агропромышленный комплекс, развитие туризма, молодежная политика, малый и средний бизнес и так далее. Что в плане действий наиболее интересно? Во-первых, госпрограмма, куда войдут три федеральных целевых программы: "Юг России (2008-2013 годы)", "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы" и "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы". Это основополагающий инструмент реализации Стратегии.
Кроме этого, приоритетными стали вопросы, связанные с реализацией молодежных проектов в округе, предложения по развитию курортов Кавминвод, созданию Северо-Кавказского федерального университета, развитию туристического кластера, освоению шельфа Каспийского моря, созданию и продвижению бренда продукции СКФО и многое другое.
Кстати, очень большое внимание будет уделяться вопросам стимулирования инвестиционной активности в СКФО. И уже создана "Корпорация развития Северного Кавказа", в том числе и для того, чтобы интересные идеи преобразовать в реальные проекты. Корпорация уже профинансирована на 500 миллионов рублей и готова либо сама выступать экспертом в области разработки проектов, либо на аутсорсинге нанимать компании, знающие, как их готовить и сопровождать. Стоит отметить, что "Корпорация развития Северного Кавказа" хотя и является "дочкой" ВЭБа, функции имеет несколько шире, в будущем мы хотим сделать из корпорации живой инструмент, структуру, которая бы отвечала за улучшение инвестиционного климата на территории Северного Кавказа.
Инвесторы выбирают тишину
РГ: Вы побывали во многих регионах СКФО, увидели ситуацию на местах. Как обстоят дела на местах?
Верещагин: Главный минус - нестабильная обстановка, она пугает инвесторов. Но не все так страшно, как кажется. Есть примеры очень хорошие - компания "Агрика", которая реализует проекты в сфере агропромышленного комплекса и логистики, группа "Синара", финансирующая строительство курорта Архыз, ряд компаний, которые сейчас разворачиваются в Дагестане. Эти люди понимают: не все негативное, что говорится о Кавказе, - правда.
РГ: Приходилось не раз слышать и читать, что инвесторы - особенно зарубежные - якобы сегодня неофициально засылают своеобразных "эмиссаров" на Кавказ, которые под видом туристов собирают информацию о происходящем здесь, чтобы реально оценить перспективы вложения капиталов...
Верещагин: А как вы думаете? Ведь государство дает такие посылы! 50 миллиардов госгарантий под обеспечение будущих строек - это, по сути, проектное финансирование! Конечно, прощупывают. Когда мы говорим, что создали ОАО "Курорты Северного Кавказа" и планируем направить около 60 миллиардов капитальных вложений в инфраструктуру, любой инвестор подумает: если государство такое внимание уделяет, надо на месте посмотреть, что там за условия, прицениться к проекту. Территория богатейшая, красивейшая, ее только нужно правильно развивать и сделать так, чтобы люди были заняты трудом, получали достойную заработную плату, а не думали, чем завтра кормить детей. Поэтому главная наша задача - создание рабочих мест в округе.
Госпрограмма - новый шаг
РГ: Недавно минрегиону поручили объединить три федеральные целевые программы, которые сегодня реализуются на Кавказе, в одну. Почему возникла такая необходимость?
Верещагин: Россия переходит на новый метод программно-целевого планирования. Мы уходим от раздробленности, межведомственной несогласованности, невообразимого количества всяких документов. Принято решение подготовить ряд госпрограмм, и госпрограмма по Северному Кавказу вошла в число первых. Проект должны внести в правительство уже в апреле.
РГ: В целом что такое госпрограмма по развитию Северного Кавказа?
Верещагин: Это уже упомянутые три ФЦП - "Юг России", "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики" и "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия". Также в нее войдут инвестиционные проекты, которые планируем реализовать на Северном Кавказе, меры поддержки по госгарантиям и объекты, строящиеся другими федеральными ведомствами.
В СКФО реализуются еще 23 федеральные целевые программы российского масштаба. И они в определенном виде также будут учтены в госпрограмме. То есть госпрограмма - это новый подход к бюджетным расходам, более концентрированный, дающий понимание, какие усилия мы прилагаем на Северном Кавказе. Она не имеет пока временных границ, поскольку есть ряд объектов и мероприятий, которые обеспечены финансированием, и объекты, которые необходимы, но пока не вошли в проект федерального бюджета. По каждому такому объекту будем детально работать со всеми заинтересованными федеральными и региональными ведомствами. Это, кстати, одна из функций минрегиона здесь, на месте. Сейчас организовали межведомственную рабочую группу - в нее вошли представители всех министерств, так или иначе заинтересованных в разработке государственной программы развития СКФО.
РГ: Уже упоминалось, что еще одной из важных функций территориального управления является контроль за работой федеральных территориальных органов...
Верещагин: Одна из задач, определенных нам на уровне правительства, - координировать действия федеральных органов власти. Сейчас ведем разработку показателей эффективности: по ним станем оценивать работу территориальных органов федеральной власти в округе, с каждым из которых подпишем соглашение о взаимодействии. В рамках такого соглашения не только будем что-то получать - например отчеты, но и давать информацию, необходимую для более эффективной работы федеральных органов в регионе. Также в марте планируется утвердить регламент взаимодействия, по которому деятельность федеральных территориальных органов округа, так или иначе касающаяся компетенции минрегиона, будет согласовываться с нами.
Льготы на острие дискуссии
РГ: Сейчас развернулась дискуссия о выдвинутом со стороны ОАО "Курорты Северного Кавказа" (КСК) предложении на десять лет обнулить все налоги, кроме НДС, для инвесторов туристического кластера и дать возможность корпорации строить объекты в природоохранных зонах. Вы, как известно, входите в совет директоров КСК. Насколько такие дополнительные преференции оправданы?
Верещагин: Что касается дополнительных льгот, то, думаю, все надо просчитывать. Если это даст возможность реализовать проект и приведет впоследствии к существенным налоговым платежам, которые значительно ее перекроют, - почему бы подобную льготу не дать? Это экономически вполне понятные вещи.
Сейчас идет детальное проектирование курортов, определяются все финансовые показатели. Если увидим, что окупаемость проектов зашкаливает за пределы разумного, тогда станем предлагать такой механизм. Проект со сроком окупаемости 80 лет - кому он окажется нужен? Если же с учетом таких льгот время осуществления существенно снизится, что даст возможность привлечь инвесторов, подобное решение окажется разумным.
Что касается вопросов, связанных с природоохранным законодательством, здесь следует быть особенно внимательными. Природа Северного Кавказа - его "изюминка". И надо максимально сделать так, чтобы хозяйственной деятельностью ничего здесь не нарушить. Я видел эти места - везде просто сумасшедшая красота, сюда просто съездить посмотреть стоит, не то что на лыжах кататься...
РГ: И последний вопрос. Прошлый год ушел на подготовку, текущий год станет еще одним этапом подготовки или годом реальных действий?
Верещагин: 2010 год ушел на то, чтобы подготовить все решения, создать базу для движения вперед. В результате нас сейчас ничего не сдерживает, нужно просто грамотно этим воспользоваться. На раскачку никто времени уже не даст. Работы много, работа сложная, будем стараться...