Вирус революционной активности, зародившийся в начале этого года в Северной Африке, перекинулся через Средиземное море и достиг некогда благополучной Европы.
Первой взбунтовалась Хорватия. Толпа попыталась пройти маршем по Загребу, но была остановлена полицией. Тысячи манифестантов требовали отставки премьер-министра Хорватии Ядранки Косор. Демонстранты порвали флаг правящей фракции Хорватское демократическое содружество и заодно сожгли флаг главной оппозиционной Социалистической партии.
Поддержали митингующих и в других городах - Риеке, Сплите и Джякове. Демонстрации уже привычно были организованы через социальную сеть "Фейсбук". Молодежь выступила против присоединения страны к ЕС и коррупции, захлестнувшей Хорватию. "Коррумпированное правительство будет вынуждено осознать реальность. Мы доведем начатое нами дело до конца", - пообещал лидер митингующих 25-летний Иван Пернар. Ядранка Косор возглавляет хорватское правительство с 2009 года. Ее предшественник Иво Санадер сейчас арестован по обвинениям в коррупции и злоупотреблении полномочиями.
Эксперты тем временем подчеркивают, что почти все предпосылки, вызвавшие протесты в странах Магриба, характерны и для Европы. В Греции, Испании, Португалии, Ирландии и ряде других стран в прошлом году прошли массовые забастовки рабочих, недовольных снижением или "заморозкой" зарплат. Покупательная способность населения снизилась при сохранении высокой стоимости жизни и росте цен на продовольствие. У людей по-прежнему сохраняются протестные настроения, просто пока их удается сдерживать. Не стоит забывать и по беспрецедентный для Европы уровень безработицы. А от экономических до политических требований, как известно, всего один шаг.
По большому счету единственное, что отличает Европу от Северной Африки - это отсутствие диктатур. Однако более высокий уровень развития демократии накладывает на правительства в ЕС куда больший уровень ответственности. Станут ли хорватские выступления той искрой, из которой разгорится большое европейское пламя?