03.03.2011 00:45
    Поделиться

    Андрей Фурсенко: Нацпроект "Образование" надо реализовывать через конкретные проекты

    По мнению министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, реализация ПНП "Образование" должна осуществляться через конкретные проекты. При этом следует придерживаться следующих основополагающих принципов.

    Во-первых, система образования должна давать людям знания и навыки, необходимые для создания нового технологического уклада и жизни в нем. Во-вторых, любые системные решения должны реализовываться не только через совершенствование институтов, но и через конкретные действия, на которых ясно видны ожидаемые результаты предстоящих изменений. И наконец, считает Фурсенко, "мы должны использовать проектный подход, а значит - управлять изменениями через конкурсные механизмы, с тем чтобы адресно поддерживать и внедрять действительно лучшее".

    Эти принципы особенно четко проявляются при решении задач, поставленных президентом России. Одна из них - это конкурсная поддержка развития инновационной инфраструктуры высшей школы, включая создание пояса интеллектуального предпринимательства вокруг вузов. На развитие инновационной инфраструктуры вузов из федерального бюджета выделено 8 млрд руб, в том числе в 2010 году - 3 млрд, в 2011 году - 2 и в 2012-м перепадут еще 3 млрд.

    В начале февраля нынешнего года председатель правительства России Владимир Путин провел рабочую встречу с Андреем Фурсенко, в ходе которой как раз обсуждались и вопросы создания малых инновационных предприятий при вузах. Как доложил глава минобрнауки, сегодня создано уже более 700 таких предприятий. Процесс развивается, его ходу помогает целый ряд новых законодательных инициатив. Это, в частности, закон об упрощенном налогообложении малых предприятий, первое чтение которого уже состоялось. В свою очередь правительство одобрило законопроект об упрощении предоставления интеллектуальной собственности, возможности передачи этой собственности, что очень важно для предприятий в области IT и фармацевтики. Минобрнауки закончил согласование законопроекта о том, что можно представлять этим предприятиям аренду на бестендерной основе по условиям, которые будут согласованы с вузом. "Я думаю, - отметил Андрей Фурсенко, - что эти шаги позволят более активно создавать предприятия".

    Специалисты ведомства проанализировали, как ведущие вузы страны, национально-исследовательские университеты, в первую очередь, сами студенты участвуют в работе по заказу промышленности. Причем рассматривали ситуацию в разных вузах, где от 30 до 100 старшекурсников работают, причем средняя зарплата составляет около шести тысяч рублей. Так обстоят дела, например, в Казанском техническом университете. А есть вузы, например, в Твери, где средняя зарплата - 15 тысяч. А некоторые получают больше.

    При этом, отметил Фурсенко, очень важно, что специалисты из промышленности идут преподавать в вузы студентам, которые на этих предприятиях и работают, как говорится, "по своей тематике". Обеспечивая тем самым неплохую прибавку к стипендии.

    Следующие мероприятия по развитию высшей школы - это конкурсная поддержка кооперации вузов и высокотехнологичных предприятий в сфере прикладных исследований и конкурс по привлечению ведущих ученых в российские вузы с целью обновления и развития российских научных школ. На их проведение в 2010-2012 гг. выделено, соответственно, 19 и 12 млрд руб.

    Эти проекты, в частности, помогут вузам выйти на новый качественный уровень создания и реализации собственных программ развития. При этом программы не рассматриваются как самоцель, а обеспечивают встраивание исследовательского и образовательного сектора вузов в новую экономику, работают на их более тесную интеграцию.

    Интерес к этим конкурсам необычайно высок. Так, на конкурс по кооперации высшей школы с производством еще летом минувшего года было подано 480 заявок от 416 предприятий с привлечением 157 вузов. На конкурс по направлению "Развитие инновационной инфраструктуры высшего образования" подали заявки почти 200 вузов. На конкурс "Привлечение в российские вузы ведущих ученых" подали заявки более пятисот человек, которых планируется привлечь приблизительно в 170 вузов. Таким образом, через конкретные проекты произошел реальный отбор вузов-лидеров, которые являются основой и должны стать двигателем системных изменений в высшем образовании.

    Поделиться