03.03.2011 00:10
    Поделиться

    Кира Муратова: Я не люблю критиков, которых хвалят

    Нынешний год в кино объявлен годом режиссера Киры Муратовой. Ее фильмы получают самые высокие награды кинофестивалей, не раз побеждали на минском кинофестивале "Листопад", участвовали в Днях кино России в Беларуси. На белорусском фестивале всегда с уважением относились к работам российских киномастеров и радушно принимали именитых гостей - актеров, режиссеров, кинокритиков и кинопродюсеров. На "Листопаде" умеют чествовать тех, кто сказал свое слово в киноискусстве двадцатого века. Говорят, Сергей Соловьев, окинув взглядом конкурсную программу очередного "Листопада", заметил: "Я бы главный приз сразу же отдал Кире..."

    Кира Муратова родилась в Молдавии, изучала филологию в МГУ, окончила режиссерский факультет ВГИКа, училась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. В фильмах Киры Муратовой снимались Владимир Высоцкий, Зинаида Шарко, Нина Русланова, Рената Литвинова. Ее фильмы клали на полку, пытались переделать, не выпустить. Цензоры, продюсеры якобы от имени зрителя говорили, что фильмы ее сложные, их не поймут, но она честно продолжала делать свое кино.

    На одном из "Листопадов" ей был вручен диплом как мастеру авторского кино. В преддверии ретроспективы фильмов Киры Муратовой в Москве на мастер-классе знаменитого режиссера побывал наш корреспондент.

    - Кира Георгиевна, когда вы захотели стать режиссером?

    - Еще в школьной самодеятельности поняла, что мне интересно не на сцене быть, а находиться за кулисами.

    - На актеров сердитесь?

    - Могу рассердиться на актеров, которые со своим гонором. Я могу огорчиться за них очень сильно и попросить уйти. Я часто сердилась на Нину Русланову. Она - особый тип актеров. Любит всех разозлить. Ей кажется, что роль не получилась. Ей, чтобы возгореться, надо сто раз завестись. Это все делается со страшной силой, чтобы возбудиться. В "Коротких встречах" она слишком раздражалась, и мы перестали ее снимать. Начала сниматься другая актриса - и ничего не получалось. Все, что она в жизни делала, мне нравилось, а на экране не получалось. Заменить Русланову некем. Нина поначалу обиделась. Таково свойство некоторых актрис. Это похоже на роды. С криком, с истериками.

    - Тем не менее Нина Русланова была удостоена за роль в вашем фильме награды "Листопада"...

    - Нина Русланова очень умная, а другие артисты в этом процессе глупеют. По этому случаю можно целую диссертацию защитить.

    - Испытывали раздражение по отношению к критикам?

    - Ну а как же - я живая. Мне нравится заочное общение. Интересен критик, который выстраивает свой мир. Я не люблю критиков, которые хвалят.

    - Что вы любите в процессе работы над фильмом?

    - Я люблю монтаж, в монтаже можно сделать все.

    - Хотели бы вы снимать только черно-белое кино?

    - Хотела, но тут мешает проявка. Мало снимают черно-белое кино, потому что его мало проявляют проявочные цехи. Приходится долго ждать. Мы не получали отснятый материал регулярно. Только в черно-белом кино проявляется искусство - это парадоксально. Например, драгоценности в цветном кино смотрятся как бижутерия, а в черно-белом кажутся настоящими. Может, это идет от наших привычек к документальному кино. Черно-белое кино - это условность, поэтому здесь больше искусства. У каждого рода искусства есть свои правила.

    - В свои фильмы вы часто приглашаете играть Олега Табакова.

    - Табаков учился в Школе-студии МХАТ, был хрупким, шустрым, юрким. После второго курса пересекались. Это такого высокого класса артист, что поражает своей убедительностью. У него виртуозное владение словом, мимикой.

    - Будете еще снимать Аллу Демидову?

    - Я очень бы этого хотела. Но я бы не решилась пригласить Демидову на маленькую роль. Она - богиня. Она говорила, что хотела бы сыграть злодейку. Но я больше такое кино не снимаю.

    - В свои фильмы вы часто приглашаете непрофессиональных актеров. Расскажите о Саше Свентицкой?

    - Я рада, что называют такие фамилии. Они хоть и не являются кинозвездами, но для меня они звезды. Саша легка в работе. Она очень артистична.

    - Ваш последний фильм "Мелодия для шарманки" участвовал в минском "Листопаде". Как вы относитесь к этому фестивалю?

    - Это очень хороший фестиваль.

    - Как появился сценарий этого фильма?

    - Сценарий принадлежит киевлянину Володе Зуеву, с которым я знакома очень давно. Принес мне этот сценарий, который мне безумно понравился. Мы основательно его переписали, но главный посыл остался изначально. От него я почувствовала первый толчок, что я хочу этим заниматься. Как говорит Рената Литвинова, сценаристы - люди из загробного мира. Когда начинают делать кино, о сценаристах забывают. Этот фильм простой. Никаких развлечений, никаких клубничек. Аскетизм.

    - Где любите бывать в Минске?

    - Когда приезжаю в Минск, бываю в художественных салонах - в Беларуси делают золотисто-соломенные цветы. Таких цветов я не видела нигде.

    ...Как-то на Площади Победы ее повели в маленькую авангардную галерею , где продавец, восхищенный тем, что сама Муратова зашла к нему, подарил ей все фильмы, которые она выбрала. В этой галерее были представлены все картины Муратовой. Ей тогда подарили и черно-белый альбом с фотографиями Минска - в знак того, что режиссер любит снимать черно-белое кино.

    Поделиться