03.03.2011 00:22
    Поделиться

    В Петербурге открылась выставка Владимира Никитина "Квадратура круга"

    В образовательном центре "Дом Бенуа" открылась выставка Владимира Никитина "Квадратура круга". На ней представлены 19 работ, выполненных уникальной фотокамерой, делающей круглые, а не квадратные и тем более не прямоугольные кадры.

    - Изображение, даваемое объективом, всегда круглое. Значит, "вырезая" из него привычный прямоугольник или квадрат, мы умышленно отказываемся от значительной его части. Многое остается вне поля нашего зрения. И так на протяжении полутора столетий существования фотографии, - рассказывает Никитин. - Однажды увидав на матовом стекле полное изображение, даваемое объективом, я был поражен этой нерациональностью. Так родилась идея проекта "Квадратура круга".

    Первые круглые кадры были сделаны Никитиным в 1999 году, после того как его американский коллега прислал ему новую необычную камеру.

    - Тогда я задумался: как жаль, что половина кадра, которую видит фотограф в видоискатель, пропадает при печати, - продолжает мастер. - Так почему бы мне собственноручно не смастерить "круглоформатку", которая позволит вкомпоновать мой родной Петербург в круг?! Я нарисовал чертеж собственной камеры, а потом вдвоем с приятелем соорудил модель фотоаппарата из корпуса старинного прибора.

    Многое из представленного на выставке сделано той самой "круглоформаткой", заряженной фотопластинкой 13 х 18 см, которая снабжена объективом с фокусным расстоянием 50 мм.

    - Фотографы знают, что подобный объектив работает как огромный широкоугольник, но, глядя на изображение, этого не скажешь никогда. Происходит невероятное - исчезают искажения, но при этом в кадр попадает все - вплоть до рук и ног фотографа, расположившегося у камеры, - уточняет Никитин.

    Однако найти фотопластины необходимого размера в наше время проблематично.

    - Когда в конце прошлого тысячелетия все запасались гречкой, солью и спичками, я целенаправленно закупал негативы, - шутит Никитин. - Вновь и вновь я беру в руки камеру и делаю снимки, которые никогда бы не сделал другим аппаратом. Этим я спасаю от забвения часть окружающего нас мира.

    При круглом изображении нет углов, и, соответственно, зрению не на чем останавливаться. Поэтому возможные искажения "растекаются" по всему полю картинки и скрадываются, придавая ей естественность.

    - Работы петербургского фотографа Владимира Никитина - впрочем, как и его коллег - знаменитых парижских классиков - можно отличить от произведений всех фотографов мира. Я думаю, так происходит потому, что Петербург и Париж - города революций. А революционное настроение, как известно, порождает активную уличную жизнь, ежесекундно меняющую лицо города, - говорит куратор выставки Игорь Шнуренко. - Без хорошо очерченного лица сделать хорошее фото невозможно. И Никитин пытается передать черты этого городского лица максимально точно.

    Поделиться