В Чувашии открылась единственная в Поволжье школа иконописи

В Новочебоксарске начали готовить мастеров иконописи, которых сейчас в республике можно пересчитать по пальцам. Кисти в руки взяли ученики от 16 до 60 лет.

По словам руководителя школы Галины Кавказовой, уже через пару лет здесь смогут подготовить мастеров, которые будут писать иконы для местных храмов. За тем, как растят новое поколение иконописцев, понаблюдал корреспондент "РГ".

Учим буквы

Галина Кавказова встретила нас, как и положено на территории православного храма, в платке. И сразу пояснила: несмотря на то, что никаких специальных требований к внешнему виду учениц школы иконописи нет, все они ходят с покрытой головой, так как с уважением относятся к традициям православной веры.

- Пока в нашей школе один учебный класс, - рассказывает Галина. - Занятия проходят по воскресеньям на территории Собора святого равноапостольного князя Владимира.

Привычных учебников на столах у студентов не увидишь. Вместо них краски, кисточки, карандаши и деревянные доски - главные инструменты будущих иконописцев.

В кабинете, где занимаются студенты, висит старославянский алфавит. Изучить его должны будут все без исключения. Создателям икон нужно много знать и уметь. Галина убедилась в этом, когда постигала тайны религиозного искусства в Московском православном гуманитарном институте.

- Учиться там нелегко, - рассказывает преподаватель. - Кроме техники иконописи мы изучали историю раннего христианского и древнерусского искусства, палеографию на базе старославянского и церковнославянского языков и догматическое богословие. Еще были литургика и священное писание. Из двадцати человек, которые учились в группе, диплом получили только двое.

Чудесное превращение

Одна из учениц школы иконописи Надежда Семенова имеет художественное образование, но, несмотря на это, занимается наравне с учениками, которые никогда не держали в руках кисти. Техника и жесткие каноны в этом виде искусства заставляют усердно трудиться даже опытных художников. Сейчас женщина работает над образом ангела. Она признается, что только в свои 56 лет поняла, чем действительно хотела бы заниматься в жизни.

- Я наконец-то нашла себя, - говорит Надежда Дмитриевна. - Чем дольше я пишу икону, тем сильнее она меняет мою душу. В процессе работы происходят настоящие чудеса.

Надежда уже написала свою первую небольшую работу. Вместе с иконами других учеников она украшает стены класса.

Тайна мастерства

- Со своими студентами я начала изучать рублевскую школу иконописи, - объясняет Галина Кавказова. - Это исконно русская техника. В большинстве храмов страны сегодня преобладают иконы XVII-XX веков - периода, когда рублевская школа сдала свои позиции. На смену традиционной иконописи пришла западно-европейская школа. К иконописанию стали привлекать светских и даже неверующих художников.

По словам Галины, именно тогда младенец Иисус стал походить на пухленького Амурчика, появилось много элементов в декоративном оформлении, а божественность образов постепенно утратилась.

Кроме техники написания икон студенты изучают и способы приготовления красок. Используются натуральные пигменты, красители и яичная эмульсия. Все делается так же, как в Средние века. Например, чтобы получить желтый цвет, означающий высшую власть ангелов, с яичной эмульсией смешивают охру - пигмент, получаемый из окиси железа. Перед затиркой его заливают водой, чтобы он вобрал в себя влагу, затем тщательно перемешивают с желтком и уксусной кислотой. Такая краска очень устойчива и достаточно долго сохраняет свои свойства.

- Иконопись - искусство каноническое, со своими жесткими правилами, которые нельзя нарушать, - рассказывает Галина Кавказова. - Одно из главных - икона пишется светом: от темного к светлому. Например, чтобы написать лик, сначала кладем санкирь (темный оливковый цвет), затем производим вохрение (накладывание желтых оттенков от темного к светлому) и так далее. Процесс сложный.

- Несмотря на то, что иконы пишутся по образцам, это все-таки индивидуальное искусство, - объясняет Надежда Семенова. - Один и тот же сюжет может получиться абсолютно разным по настроению. Иконописец просто использует традиционные установленные формы и наполняет их своими ощущениями.

Надежда уже успела нарисовать одного из трех заданных на сегодня ангелов. Но женщина понимает, что свою первую настоящую икону сможет написать только через год.