03.03.2011 00:25
    Поделиться

    МГУПИ реформирует учебный процесс с помощью инноваций

    Сегодня Московский государственный университет приборостроения и информатики реализует различные методики и технологии, позволяющие вовлечь учащихся в творческий процесс, научить ориентироваться в сложных условиях, проводить анализ возникающих проблем, самостоятельно принимать решения. Об этом и многом другом рассказывает ректор МГУПИ Игорь Голубятников.

    Игорь Владимирович, какие инновационные методы используются в образовательной программе вашего вуза?

    Все многообразие применяемых методов перечислить невозможно. Вот только некоторые из них: научные дискуссии и конференции, деловые игры и решение ситуационных задач, занятия по кейсам, "круглые столы" и презентации, мультимедийные лекции и электронные учебные курсы и др.

    Многие преподаватели ведут занятия в мультимедийных аудиториях, демонстрируя материал с применением современной техники. Кроме того, на лекциях и на практических занятиях студенты получают раздаточный материал индивидуального характера. Активно применяется система промежуточного и итогового компьютерного тестирования. База тестов содержит десятки тысяч вопросов по различным дисциплинам.

    Сейчас все более активно начинают внедряться кейс-технологии, суть которых состоит в том, что каждый обучающийся получает так называемый кейс дисциплины, содержащий пакет учебной литературы, мультимедийный видеокурс, виртуальную лабораторию и обучающие программы, а также электронную рабочую тетрадь, которая представляет собой путеводитель и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал курса, обучающийся может взаимодействовать с преподавателем по электронной почте, отправлять результаты выполнения заданий, лабораторных работ. Эти технологии пришли из заочной (дистанционной) формы и успешно внедряются в очное и очно-заочное образование.

    Насколько популярна дистанционная форма обучения?

    Сегодня она принимает все более массовый характер. Кстати, МГУПИ уже около десяти лет ведет набор и обучение студентов по этой форме, и в данный момент мы обучаем по ней более 1200 человек. На данном этапе университет набирает студентов на дистанционную форму только по двум специальностям: Государственное и муниципальное управление и Управление персоналом. Сейчас полностью готовы программы и по другим направлениям: Информатика и вычислительная техника, Информационная безопасность, Экономика, Менеджмент и др. А с 1 сентября мы вводим дистанционное подготовительное отделение.

    Преимущества дистанционного обучения очевидны. Оно помогает снизить затраты на обучение, расширить географию и увеличить количество студентов, сформировать единое образовательное пространство, к которому могут получать доступ и студенты других форм (электронные библиотеки, видеолекции и видеокурсы, системы тестирования и др.).

    И хотя многие утверждают, что дистанционная форма по своей сути неполноценна, не могу с этим согласиться. Если студент хочет учиться, он будет это делать, потому, что его цель - получение знаний, а наша задача предложить все возможные современные формы организации образовательного процесса.

    В конце прошлого года решением минобр науки МГУПИ присвоен статус инновационной площадки. Что это дает вузу?

    Это, безусловно, почетно, но нам придется приложить максимум усилий, чтобы соответствовать этому статусу. В рамках реализации проекта МГУПИ осуществляет разработку, апробацию и внедрение новых методов ведения учебного процесса, планирования, учета и анализа образовательной и научной деятельности студентов и аспирантов. Мы выбрали для себя ряд основных направлений реформирования и совершенствования образовательного процесса. Вот некоторые из них:

    создание новых и развитие существующих учебно-научных инновационных комплексов (УНИК), использование новых технологий при подготовке специалистов с обязательным участием студентов в научных и научно-практических проектах;

    внедрение новых профилей подготовки кадров для отраслей экономики, с учетом критических технологий. Особое внимание в данном разделе уделяется расширению образовательных программ в области нанотехнологий и наноматериалов, энерго сбережения, стратегических информационных технологий и телекоммуникации;

    создание единой информационной системы управления вузом, затрагивающей все стороны деятельности вуза: учебную, научно-инновационную, хозяйственную, административную;

    открытие новых учебно-научных лабораторий (в том числе интернет-лабораторий) с целью обеспечения удаленного доступа студентов, аспирантов, молодых ученых, а также специалистов предприятий к различным исследовательским и измерительным приборам и комплексам, специализированному оборудованию и системам для проведения лабораторных, практических работ и НИОКР.

    Поделиться