03.03.2011 00:10
    Поделиться

    Алла Грибцова: В школах Югры практически нет вакансий педагогов

    В школах Югры практически нет вакансий педагогов

    Минувший 2010 год прошел в нашей стране под знаком особого внимания к Учителю. Это предоставило возможность сконцентрировать интерес общества на профессии, окружить ее уважением, которого она заслуживает. Тем не менее мы осознаем, что педагог - это ключевая фигура образования, своеобразный посредник между поколениями, личность, на которой "завязаны" большинство преобразований, происходящих сегодня в обществе.

    Поэтому формирование учителя "нового типа", признание и поддержка его со стороны общества и государства - это дело не одного дня, года, а результат целенаправленной кадровой политики. Приоритеты такой политики на уровне региона четко обозначены, но обо всем по порядку.

    Сегодня в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре трудится свыше 33 тысяч педагогов, из них около 12 тысяч учителей. Уровень образования наших педагогов существенно выше среднероссийских показателей и, в большинстве своем, не зависит от места расположения школы, в которой работает педагог, или от образовательной ступени. Вакансий в школах Югры практически нет. Существуют социальные гарантии, а при новой системе оплаты труда - и возможность влиять на свой доход через достижение более высокого качества в результатах труда.

    Это наши плюсы, но есть и проблемы. Одна из них - старение педагогических кадров. Половина учителей округа проработала в школе уже более 20 лет, еще 34% - более десяти лет, педагогов со стажем от 2 до 10 лет всего 16%. И проблема здесь не совсем в возрасте, а в устаревании педагогического образования, полученного более двадцати лет назад, в том, что многие педагоги однажды получив диплом, утвердились в своей завершенности. А учитель не может привить своим ученикам понимание необходимости учиться всю жизнь, если сам не имеет такой потребности.

    Еще одна проблема - закрытость типичной массовой школы, в которой существует достаточно жесткая внутришкольная поколенческая корпоративность - ничтожно малое число вакансий, при достаточно высокой текучести кадров. В школах нашего округа ежегодно увольняется и принимается на работу порядка 20% учителей. Из них почти треть - молодые, со стажем до 5 лет. Во многом проблема связана с требованиями, предъявляемыми к результату работы школ. Действующая система оценки качества: сравнение результатов ЕГЭ, олимпиад, спортивных побед - мотивирует школу на работу с избранными детьми. Следовательно, требуются учителя, которые умеют достичь требуемых высот для отдельных учащихся, а это педагоги со стажем.

    С учетом обозначенных проблем в Югре выстроена кадровая политика в образовании, сконцентрированная в нескольких основных направлениях. Во-первых, это реформирование системы повышения квалификации. Мы хотим создать условия, при которых учитель самостоятельно может выбрать индивидуальную траекторию профессионального развития с привлечением всех имеющихся ресурсов. Регион со своей стороны формулирует госзаказ на целевую подготовку по приоритетным направлениям, обеспеченным средствами программы "Новая школа Югры".

    Во-вторых, использование потенциала опытных профессионалов с непедагогическим образованием. Для таких специалистов будут разработаны курсы в учреждениях профессионального образования, которые позволят инженерам, химикам, физикам с производства работать в школе.

    В-третьих, привлечение молодых учителей в школу. Один из инструментов, используемых уже сегодня в некоторых муниципалитетах и вузах - это заключение соглашения о сотрудничестве, включая расширенную практику в школах и дальнейшее трудоустройство. Это позволяет мотивировать и рекрутировать в профессию наиболее способных к учительскому труду. Четвертое направление - совершенствование порядка и условий аттестации педагогов и руководителей образовательных учреждений.

    Таковы ключевые позиции кадровой политики в сфере образования региона. Убеждена, что придерживаясь их, мы сможем и дальше совершенствовать качество образования Югры, работая не только над формами, инфраструктурой, но и с новым содержанием.

    Поделиться