В Татарстане усиливают борьбу с экстремизмом

Расследование громкого уголовного дела об экстремизме, фигуранты которого в ноябре минувшего года в Нурлатском районе Татарстана открыли огонь по мирным жителям и милиционерам, можно сказать завершено.

Из-за сложности дела следователи не раз передвигали сроки расследования. Дело в том, что с экстремистами, развязавшими настоящие боевые действия, в Татарстане столкнулись впервые. В республике не исключают, что это эхо событий на Северном Кавказе.

Как уже писала "Российская газета", в конце ноября минувшего года жители нескольких деревень в Нурлатском районе Татарстана оказались невольными свидетелями настоящих боевых действий. Трое злоумышленников (кстати, все жители Чистополя), подозреваемых в покушении на руководителя чистопольского отделения Центра противодействия экстремизму, заняли оборону в заброшенном доме на краю деревни Новое Альметьево и целые сутки вели ожесточенную перестрелку с сотрудниками правоохранительных органов. А за день до этого преступники открыли огонь в районе деревни Селенгуши по егерю и охотнику, которые приняли экстремистов за браконьеров.

Позже у главы МВД по Татарстану Асгата Сафарова спросили, почему он как руководитель той спецоперации дал приказ уничтожить боевиков, а не взять их живыми, ведь преступники могли дать ценные показания - указать на тех, кто их поддерживает и снабжает оружием. На что министр стукнул рукой по столу и сказал как отрезал: "Цацкаться не будем! Нам говорят любой ценой беречь жизни экстремистов. Ни за что! Категорически заявляю: никого живыми брать не будем. Если преступник взял в руки оружие и открыл стрельбу по людям, приказ только на уничтожение".

- Мы проверяем, были ли боевики замешаны в преступлениях на территории других регионов, - рассказывает заместитель руководителя Следственного управления СК по РТ Айрат Ахметшин. - Не исключено, что они являлись участниками боевых действий на Северном Кавказе и, собственно, группа родилась именно там. Подтверждением тому служат предметы, обнаруженные оперативниками в лесной землянке, где скрывались преступники в надежде перезимовать. В частности, флеш-карта, в памяти которой были сохранены многочисленные пособия по изготовлению взрывных устройств кустарным способом, "Правила поведения молодого моджахеда", а также правила ведения войны. Здесь же были найдены комплектующие для взрывных устройств - элементы питания, таймеры, провода, паяльник. Боевики были хорошо вооружены. Чего только стоят автоматы Калашникова! Довольно сложно проследить каналы поставки оружия, чем следователи сейчас усиленно занимаются. Мы понимаем, что это поможет нам ответить на многие вопросы.

Следствие также не исключает, что это могли быть фанатики-одиночки, которые преследовали собственные цели. Эта версия тоже рассматривается.

Найти свидетелей, которые могли бы видеть, кто помогал выходцам из Чистополя оборудовать блиндаж в чаще леса, а также снабжал их продуктами и, самое главное, информацией, тоже задача не из легких. Судя по оснащению блиндажа, экстремисты собирались провести здесь всю зиму.

- Мы установили, что они долгое время не поддерживали никаких отношений с родственниками, это тоже часть программы - оторваться от всех семейных ценностей и посвятить свою жизнь идее, - говорит Айрат Ахметшин. - Экстремистские группировки настолько закрыты, что внедриться в них практически невозможно. Здесь только ограниченный круг людей, знакомых не один год, поэтому получить от них какую-либо информацию о деятельности группы и составе ее участников очень и очень непросто.

Глава МВД по РТ Асгат Сафаров заявил о том, что на смену "традиционным" организованным преступным группировкам в Татарстан пришли новые, сформированные уже по религиозному принципу:

- Как не прискорбно признавать, но сегодня существует опасность проникновения в республику различной ненужной, мягко говоря, экстремистской идеологии, - констатирует министр внутренних дел республики. - Первая попытка проникнуть в Татарстан под видом религиозных учебных деятелей была предпринята еще в 90-е годы. Сейчас это происходит несколько иначе: особую активность проявляют группировки - сторонники так называемого салафитского течения (ваххабиты). В отличие от обычных организованных преступных формирований у них отсутствует понятие противоборствующих группировок: они солидарны и поддерживают друг друга.

В подтверждение слов Сафарова говорит увеличивающееся с каждым годом число уголовных дел экстремистской направленности. Так, в прошлом году в Татарстане было совершено 23 преступления экстремистской направленности. Четырнадцать из них дошло до суда.

Практически сразу после событий в Нурлате в МВД по РТ произошли кадровые изменения: своих должностей лишились сразу несколько милицейских начальников из Закамской зоны республики.

"Перезагрузка" случилась и в Духовном управлении мусульман РТ.

- Сейчас у нас реорганизация, мы готовимся к выборам нового руководства, - поясняет происходящее заместитель муфтия, член Общественной палаты Татарстана Валиулла хазрат Якупов. - Я бы даже так сказал - у нас идет масштабное переформатирование всего мусульманского сообщества. Мы все пережили шок от того, что произошло. Это нехарактерно для той атмосферы, которая царит в Татарстане.

Валиулла хазрат Якупов также подтвердил, что на днях в Нурлате закрыли медресе. По официальным данным, деятельность учебного заведения приостановили пожарные. Но в СМИ появилась информация, что поводом для закрытия стали именно события в Нурлате.

- Вы прекрасно понимаете, что дыма без огня не бывает, - считает Валиулла хазрат. - Насколько мне известно, несколько выпускников медресе прошли боевую и религиозную подготовку в афганской зоне. Это неприятный факт, но тем не менее факт.