"Москва станет первым городом в России, где для каждого памятника истории и культуры будут утверждены границы территории", - заявил вчера руководитель столичного департамента культурного наследия Александр Кибовский.
По его словам, вся работа по формированию границ завершится в первом квартале. Пока столичные власти утвердили границы 1192 территорий и подготовлен проект постановления еще по 209. Все территории будут обозначены и в Генплане Москвы, и в Правилах землепользования и застройки. Это одна из задач концепции сохранения культурного наследия столицы, которая к маю должна быть подготовлена.
Вообще центру Москвы, где больше всего памятников, предлагается присвоить статус "достопримечательного места". Создание таких режимов в зонах исторической застройки - еще одна не менее важная задача концепции. "В течение года планируем разобраться с Садовым кольцом, - сообщил Кибовский, - где поквартально расписать, какие работы можно вести, какие нельзя". По его мнению, "у нас мало архитекторов, умеющих тонко работать в исторической среде". В самом деле, то хай-тек вырастет рядом со сталинским ампиром, то нелепые башенки по соседству с купеческими особняками. По мнению главы департамента, диссонирующие объекты надо убирать из центра. "Москва уже наелась хай-тека", - заметил Кибовский. По его мнению, для центра столицы, где присутствует сложный конгломерат стилей, больше всего подходят три: классика, эклектика и модерн.
До сих пор не разграничены до конца права собственности на объекты культурного наследия: какие - городские, какие - федеральные... Кибовский привел пример с монументальной скульптурой: "Вот памятник Пушкину кому принадлежит: городу или федеральному центру?" Не известно. Но когда злоумышленники украли цепь с памятника, встал вопрос: кто должен восполнять потерю. А в чьей собственности памятник Минину и Пожарскому, на котором коррозия доедает металл? А две с лишним тысячи "именитых" памятников на могилах? Был случай, когда памятник переехал с Пятницкого кладбища на Ваганьковское. Кто за это в ответе? "Надо стремиться к тому, - говорит Кибовский, - чтобы у каждого памятника был хозяин. Желательно: один памятник - один хозяин".
Сложнее всего обстоит дело с собственностью в многоквартирных домах-памятниках. В Москве около 7 тысяч доходных домов, построенных в концеXIX - начале XX века. После революции они превратились в коммуналки. Сейчас часть квартир приватизирована, часть - в муниципальной собственности. Пользователей много, все разные. Одни заваливают департамент письмами: почему им нельзя поставить в квартире стеклопакеты или утеплить пол? А по соседству - пьющие семьи, лишенные родительских прав, которые даже окна не хотят вымыть. Вот как им объединиться для содержания дома-памятника? Если в доме есть ТСЖ, то хоть с ним можно заключить договор, чтобы привести в порядок фасад. В противном случае сохранить памятник не удастся.
А реставрация - дело дорогостоящее. По словам Кибовского, например, восстановление доходного дома обходится от одного до трех миллиардов рублей. В Москве ежегодно реставрируется около 80 объектов. Для этого принимается постановление правительства. Но почему именно тот памятник, а не другой - не понятно. Кибовский привел пример с уникальным Останкинским дворцом - одним из немногих в Европе, где все сохранилось в первозданном виде. Так вот погибающий деревянный дворец - "русский Версаль" - почему-то не попадал в число приоритетов. Теперь, возможно, дело сдвинется с места.
Кибовский возлагает надежду на новую концепцию, в рамках которой будут решены насущные вопросы и с собственностью памятников, которых в Москве насчитывается 3,5 тысячи, и с их реставрацией, и с сохранением исторического центра.