04.03.2011 00:43
    Поделиться

    Александр Ремезов: Рост квартплаты на 60-70 абсолютно точно означает недобросовестную работу УК

    Могут ли жильцы сами контролировать свои платежи за отопление? Почему отключение горячей воды в этом году продлится в Москве не дольше 10 дней? И как заставить управляющую компанию экономить деньги? Эти вопросы "РГ" обсудила с генеральным директором Московской объединенной энергетической компании Александром Ремезовым.

    Российская газета: Александр Николаевич, этим летом горячую воду в домах москвичей вы будете отключать только на 10 дней вместо положенного по норме 21 дня. Что помогает сократить сроки?

    Александр Ремезов: Отключение - это самая последняя стадия, которой предшествует целый комплекс технических мероприятий. Мы заранее выявляем дефекты, применяя неразрушающий метод диагностики труб. Раньше в год проверяли по 400 - 500 километров, теперь будем по 1000 километров. Кроме того, начинаем ремонтную кампанию до отключения горячей воды в домах. Например, в конце февраля на центральных тепловых пунктах (ЦТП) мы уже выполнили 6 - 7 процентов объема работ.

    РГ: Этим летом не будет таких казусов, как в прошлом году в Вешняках? Тогда проводили опрессовку теплопровода и в батареи поступила горячая вода, просто кипяток. А на улице плюс 35 - 40 градусов...

    Ремезов: Мы опрессовываем трубы до входа в дом, а внутри всеми коммуникациями занимаются управляющие компании. Они и отвечают за их работу. Если задвижка на входе в дом не держит, горячая вода вполне могла попасть в батареи. Никаких объективных причин возникновения "вешняковского инцидента" нет. И потом острота ситуации была явно преувеличена. Температура воды теплоносителя согласно нормативам не выше 55 - 60 градусов. А кричали, что 80 градусов! Такого в принципе не может быть. Эмоции явно перехлестывали через край. А за ними не увидели главного - плохо сработала управляющая компания. Вот с чем надо было бы разобраться.

    РГ: И это, судя по всему, не единственная проблема управления домами. Тариф на отопление в Москве поднят в этом году на 11 процентов, а по квитанциям получается, на 60 - 70 процентов.

    Ремезов: 90 процентов писем, поступающих сегодня на мою личную страницу на сайте МОЭК, касаются этого вопроса. И опять он не к нам. С учетом официального роста тарифа мы скорректировали оплату наших услуг и внесли изменения во все наши договоры с управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК и ГУП ДЕЗами, их более 3,5 тысячи. И у нас все под контролем. 28,5 тысячи домов из 29 тысяч оснащены приборами учета отпущенного ресурса, то есть точно учитывается, сколько ушло тепла на отопление, сколько воды и тепла на горячее водоснабжение. На основе этих данных мы и выставляем счета управляющим компаниям. А вот что они дальше делают, я не знаю. Когда мне пишут, что получили квитанции с ростом тарифа 60 - 70 процентов, я абсолютно уверен, что недобросовестно работает управляющая компания.

    РГ: Что делать людям?

    Ремезов: Пора бы жильцам научиться управлять теми, кого они нанимают. Управляющие компании - это организации, которые, предоставляя услуги для ТСЖ и ЖСК, получают за это деньги. Кстати, деньги жильцов! Надо требовать с них, чтобы они их отрабатывали по полной программе. Конечно, по просьбе жильцов мы всегда направляем своих специалистов, которые вместе с Мосжилинспекцией, с управляющей компанией разбираются, составляют акт, чтобы показать жильцам - смотрите, что у вас происходит. Но вообще-то это не наша зона ответственности.

    РГ: А где взять таких специалистов?

    Ремезов: Управляющие компании могут обратиться к нам. Раз в квартал вот уже второй год мы встречаемся с ними и с префектурами города. Можно решить все вопросы. Кроме того, каждые две недели наша компания проводит бесплатное обучение управляющих компаний по каждому району Москвы. И мы готовы дать любую консультацию. У нас есть собственный колледж, где создан интерактивный класс по энергосбережению. Разослали письма во все префектуры. Пожалуйста, присылайте к нам людей из управляющих компаний. Уже тысяча человек прошла обучение, тоже бесплатно.

    РГ: Теперь, наверное, надо приступить к обучению жильцов, чтобы они могли контролировать свои управляющие компании?

    Ремезов: Тут не так все просто. Иногда к нам приходят люди, просят дать цифры потребления тепла, чтобы проверить свою управляющую компанию. Пожалуйста, мы даем. Но дело в том, что население платит за отопление не по факту отпущенного тепла, а по объему прошлого года, разделенному на 12 месяцев.

    Надо переходить на фактический платеж. Тогда в январе вы будете платить за отопление по факту потребленного тепла, а летом - ничего. Кстати, уже примерно 16 - 17 процентов московских ТСЖ, ЖСК перешли на фактические платежи, решением общего собрания сами себе устанавливают нормативы оплаты. А один норматив для такого большого города, как Москва, это средняя температура по больнице. У нас нет ни одного одинакового дома по нормативу потребления воды, нагрева, отоплению.

    Конечно, огромное достоинство Москвы, что еще в 2004 году в домах стали устанавливать узлы учета. Сейчас все это хозяйство в зоне деятельности МОЭК. Нам пришлось создать собственный Метрологический центр, где работают около 500 человек. МОЭК обслуживает порядка 44 тысяч приборов учета, и мы добились уровня поддержки их работоспособности до 94 процентов. Так что основа перехода оплаты за отопление по фактическому потреблению есть.

    РГ: Финансовые потоки стали прозрачнее?

    Ремезов: Мы сегодня готовы разговаривать с каждым клиентом до последней цифры после запятой. Мало того, мы поставили задачу создать автоматизированную систему, чтобы показания всех приборов передавались в наш единый центр.

    Занимаемся этим два года. И сегодня к единой городской автоматизированной системе коммерческого учета потребления энергоресурсов подключено 47 тысяч приборов учета тепловой энергии и горячей воды. С 1 января любая управляющая компания может к ней подключиться и контролировать свой прибор. Там идет почасовая распечатка по температуре.

    РГ: На потреблении такой учет отразился?

    Ремезов: Мы провели контроль по тем домам, где прошел капремонт. Потребление тепла снизилось процентов на 20.

    РГ: Сейчас готовятся поправки в Жилищный кодекс, чтобы сделать прямые платежи между населением и организациями, которые снабжают дома ресурсами. Ваше отношение к этому?

    Ремезов: В принципе, мне без разницы, как и кто будет платить. Но сейчас я заключаю договоры с юрлицами, а придется - с физлицами. Понадобится идентифицировать платеж каждого собственника жилья, ответственного квартиросъемщика. Это немножко сложнее. Конечно, проще брать плату с управляющей компании.

    РГ: А как же претензии, что они все деньги пускают в оборот и не отдают ресурсоснабжающим организациям?

    Ремезов: Вы правы, такая проблема существует. Но я бы не стал снова все радикально менять, а доработал бы существующую модель, усовершенствовал законодательную базу. Финансовая ответственность управляющих компаний де-юре никак не оформлена. Ни одна из них не имеет фингарантий, выигрывая конкурсы. Я как руководитель боюсь их. Они завтра придут и скажут: мы сетевые банкроты. У нас есть такие примеры. Подозреваю, что это умышленная игра: сначала набирают долги, потом объявляют себя банкротом.

    Вообще-то дисциплина платежей в Москве очень высокая - 98 - 99 процентов. Но в большинстве случаев это ручное управление. Мы практически каждую пятницу с префектурами обсуждаем долги по здравоохранению, по департаментам, по управам, по управляющим компаниям.

    РГ: А что с долгом за горячую воду, с которым вы никак не можете разобраться?

    Ремезов: Есть такой спорный методический вопрос. Нам Региональная энергетическая комиссия установила тарифы по одной системе, а населению департамент экономической политики - по другой, с учетом льгот. В итоге цифры между собой "не бьются". Мы рассматривали этот вопрос в начале прошлого года. И было принято решение, что разницу надо компенсировать.

    Потом этот вопрос немножко отошел в сторону. Но сегодня мы провели серию совещаний, в частности с руководителями экономического блока. Есть понимание, что деньги надо компенсировать, потому что в законе четко сказано: если орган, регулирующий тарифы, принимает решение по льготированию, он обязан указать источник. Долг на сегодня составляет 6 миллиардов 160 миллионов рублей. Он подтвержден двусторонними актами.

    РГ: А когда появятся счетчики тепла для каждой квартиры?

    Ремезов: Да хоть завтра. Но для этого надо перейти к горизонтальной раздаче тепла и учету по каждой квартире, то есть переделывать всю внутридомовую разводку. Это вопрос к собственникам жилья. Хотите переделать - пожалуйста. Мы придем и поможем. Но это долгое дело и очень дорогое удовольствие. В миллионы рублей может обойтись. Я бы посоветовал для начала провести энергоаудит дома. У нас есть дочерняя компания - МОЭК-Проект. Все проверят, найдут причины "утечки" тепла, разработают программу энергоэффективности, помогут ее реализовать и впоследствии, если надо, скорректировать.

    РГ: Ваши коллеги говорят, что при повышении энергоэффективности доходы компаний падают, ведь сокращается потребление. Вы ощутили это на себе?

    Ремезов: Если думать только о сегодняшнем дне, то мои коллеги правы. А если просчитать ситуацию на 3 - 5 лет вперед, то компания окажется на ступеньку выше тех, кто сегодня экономит на энергоэффективности. Руководитель должен выстраивать стратегию компании не на сегодняшний, а на завтрашний день.

    РГ: Но рассчитывать вам приходится только на свои средства да на московский бюджет.

    Ремезов: Все правильно. Энергетика - длинный бизнес, срок окупаемости наших проектов составляет не менее 10 лет. Все наши инвестиционные проекты - и по замене труб, и полная реконструкция схемы теплоснабжения Зеленограда - мы представили и ВЭБу, и ВТБ, другим банкам. Но они не очень охотно идут на это. Мы финансировали себя сами. Выпустили облигации МОЭК, собрали 6 миллиардов рублей.

    Но я, признаться, банки понимаю. Наши тарифы регулирует региональная власть, таков закон. И они ежегодно пересматриваются. В прошлом году нам разрешили повысить тарифы на 24 процента, в этом только на 11 процентов. Что будет в следующем - неизвестно. И этот краткосрочный период регулирования - огромный риск для инвестора. Все это понимают, но... Представляете, если нам тариф сразу на пять лет поднимут на 37 процентов, как электросетевым предприятиям? Наши потребители просто не потянут такие платежи. Но в то же время мне непонятно, почему газ растет на 15 процентов, вода на 18, а тепло - на 11 процентов. Ведь газ и воду наша компания покупает, ей их бесплатно никто не предоставляет.

    РГ: Многие эксперты предлагают отложить закон об энергосбережении, дескать, в нем много недоработок.

    Ремезов: Согласен, не все в нем гладко. Вообще-то законы не должны всем нравиться, но все им должны подчиняться. Я очень надеюсь, что власть все-таки начнет спрашивать и с бизнеса, и с населения за выполнение этого закона. Для энергетиков требования к энергосбережению не являются новыми и неожиданными. Я 35 лет в энергетике, и это всегда было одним из основных направлений работы.

    РГ: Если спрашивать начнут с МОЭК, вам есть что ответить?

    Ремезов: А как же! Мы в прошлом году сэкономили 200 миллионов тонн газа за счет энергосберегающих мероприятий. Заменили старые трубы. Внедрили частотно-регулируемые приводы на центральных тепловых пунктах, и теперь насосы не молотят впустую. Для нас это каждодневная работа. Мы внедряем новые конструкции электродвигателей, на которые выдано 20 авторских патентов. Кстати, российского производства. Занимаемся оптимизацией самой тепловой схемы. За последние годы ликвидировали порядка 30 малых котельных, перевели их на централизованное отопление. Словом, наводим порядок.

    мнение эксперта

    Олег Зотин, генеральный директор ОАО "МОЭК-Проект": Мне бы еще хотелось добавить такой аспект энергоэффективности как схема теплоснабжения. Чтобы добиться хороших результатов, энергосистему необходимо рассматривать в комплексе.

    Разработать или актуализировать существующую схему теплоснабжения города, теплосетевой и генерирующей компании. Определить перспективы развития системы теплоснабжения и разработать направления комплексной модернизации и реконструкции. Потом формируется инвестиционный план.

    Следующий этап - оценка всех аспектов деятельности потребителей энергоресурсов. Для этого проводится энергоаудит. Надо оценить реальный расход энергии и энергоресурсов, разработать предложения по их эффективному использованию. В результате появляется перечень типовых мероприятий энергосбережения, их стоимостная оценка и энергетический паспорт объекта.

    Мы знакомы с этой работой не как теоретики, а как практики, так как начинали со своего собственного здания, потом разработали проект энергоэффективного квартала в Восточном Измайлове, сейчас проводим обследования на объектах ОАО "МОЭК". И можем уверенно заявить, что при профессиональном подходе к делу можно снизить энергопотребление на 25 - 30 процентов.

    Поделиться