В следующем году Петербургская консерватория отметит 150-летие со дня своего основания. Но юбилей, под нужды которого когда-то был выписан громадный бюджет, из радостного повода давно превратился в яблоко раздора и на протяжении последних лет является главной причиной кадровой лихорадки и дележа шкуры неубитого медведя.
В интервью "Российской газете" Сергей Стадлер рассказал о проблемах консерватории в канун ее 150-летия, а также конкурсе Чайковского, где является членом Оргкомитета и жюри конкурса скрипачей.
Российская газета: В консерватории до сих пор не было капитального ремонта. В каком виде она будет праздновать свои 150 лет?
Сергей Стадлер: Да, мы остались последними в Петербурге, потому что капремонт произвели уже в Филармонии, Капелле, театре "Зазеркалье", Александринском театре, построен новый Театр Буфф, растет здание второй сцены Мариинского театра. Петербургская консерватория является национальным достоянием - это первая консерватория в России, одним из первых выпускников которой был Петр Ильич Чайковский. И по тому, в каком виде находится это национальное достояние, мировая музыкальная общественность будет судить об отношении власти к своему культурному наследию. 150-летний юбилей консерватории в следующем году привлечет внимание всей музыкальной общественности мира, даже если у нас не будет крыши. Сейчас уже вряд ли получится сделать так, чтобы в год юбилея консерватория засверкала после капитального ремонта, но главное, чтобы она обрела вид, которого достойна.
РГ: К вопросу о крыше консерватории. В этом году ей не повезло из-за катастрофических протечек в дни оттепели.
Стадлер: Этой зимой в Петербурге потекли даже те крыши, которые никогда не текли. А здание консерватории находится в очень тяжелом состоянии - оно не ремонтировалось с 1896 года. И период латания дыр уже пройден: на кафтан, дышащий на ладан, заплат не ставят. Надо строить новую крышу, иначе каждый раз деньги будут выброшены на ветер. В сильной протечке, причинившей ущерб многим помещениям и имуществу консерватории, виноват некачественный ремонт крыши, произведенный летом. В октябре по рекомендации коллегии министерства культуры мы провели внутренний аудит, в результате которого были выявлены серьезные финансовые нарушения, о которых мы сообщили в прокуратуру. Мне пришлось поступить жестко и уволить проректора по экономике и финансам, который не справился со своими задачами.
РГ: В питерской консерватории учатся иностранцы, но едва ли можно утверждать, что европейцы стремятся здесь учиться?
Стадлер: В мире нас хорошо знают. Но для того чтобы сюда хлынул поток иностранных студентов, требуется многое сделать. Есть причины, тормозящие этот процесс. Во-первых, в смысле финансов мы находимся в неравных позициях с Европой. Во-вторых, студенты обычно едут учиться к известным педагогам, а этот вопрос остается открытым.
РГ: На Международной конференции, прошедшей в Петербургской консерватории осенью, главной темой была Болонская конвенция. Насколько близка реальность этой конвенции в консерватории?
Стадлер: В этом вопросе важны общеполитические процессы, и стоит понаблюдать, что будет твориться в мире, выдержит ли объединенная Европа? Уже заметны колебания, и не все так радостно рвутся в Евросоюз. С другой стороны, у нас пока сохраняется очень хорошая система многолетнего музыкального образования.
РГ: Система хорошая, но музыкальные школы собираются реформировать вплоть до полного сокращения.
Стадлер: Все, что касается реформирования музыкальных школ, - безобразие. Образовательный процесс сам по себе невероятно медленный. Известно, что с момента поступления в первый класс музыкальной школы и до окончания консерватории весь период обучения занимает шестнадцать лет. То есть, если мы сейчас что-нибудь изменим, дай бог, в лучшую сторону, то результат будет ощутим лишь в 2027 году.
РГ: Этим летом консерватория предоставит свой Малый зал для двух туров скрипачей на Конкурсе Чайковского.
Стадлер: Да, и я этому очень рад. Малый зал им. Глазунова и красив, и акустически хорош. Конкурсу пойдет на пользу, что на этот раз он будет проводиться в двух городах - Москве и Петербурге. Раньше за этим конкурсом стояла тоталитарная мощь огромной державы. Но нет прежней страны, нет и былого конкурса. Географическое разделение, возможно, придаст ему новый статус. В конце концов Чайковский был связан с Петербургом, где учился, где умер и похоронен. Что касается скрипки, то великая русская скрипичная школа тоже началась здесь, в Петербурге. Первым профессором по классу скрипки был Генрик Венявский, официально считающийся главой русской скрипичной школы. В классе самого знаменитого профессора Леопольда Ауэра учились многие выдающиеся скрипачи, в том числе Яша Хейфец. Поэтому есть серьезная внутренняя логика, что конкурс Чайковского у скрипачей пройдет именно здесь.