В пятницу, 4 марта, остановилось сердце генерального конструктора ОКБ им. П.О. Сухого - Михаила Петровича Симонова. Этот человек, без преувеличения, спас истребительную авиацию России.
О Михаиле Петровиче можно говорить бесконечно долго, и всего не скажешь. Родился он в 1929 году в Ростове-на-Дону. Когда началась Великая Отечественная, отец будущего конструктора добровольцем ушел на фронт и погиб при защите Сталинграда. Еще в школьные годы Михаил Симонов увлекался авиамоделированием и, как сам вспоминал, уже тогда решил стать авиаконструктором. Однако семейные обстоятельства заставили его поступить в Новочеркасский политехнический институт, где он стал учиться проектировать автомобили. И все-таки небо победило, уже на четвертом курсе Симонов перевелся в Казанский авиационный институт. Тем не менее, до конца своей жизни Симонов никогда не мог пройти равнодушно мимо хорошего автомобиля. Особенно ему нравились многоосные тяжеловесы.
Трудовая биография Михаила Петровича первоначально не обещала какого-то стремительного взлета. Человеком по характеру он был упрямым и ершистым. По этой причине он даже был вынужден временно покинуть ОКБ Сухого, где руководил доводкой фронтового бомбардировщика Су-24 и летными испытаниями штурмовика Су-25. С 1976 по 1979 год Симонов был главным конструктором ставшего позже знаменитым Су-27. Тем не менее, с 1979 по 1983 год он работал в министерстве авиапромышленности. В ОКБ вернулся в 1983 году уже на должность Генерального конструктора, и с тех пор не покидал его стен.
Симонов смог не только выстоять в самые лихие 1990-е., но и укрепить в те сложные годы боевое самолетостроение России. Вот лишь несколько эпизодов из совсем недавней истории.
В апреле 1991 года в воздух поднялся двухместный Су-27ИБ. Самолет задумывался как перехватчик с уникальными характеристиками. Но уже в процессе его рождения Симонову стало ясно, что в новых условиях стране потребуется несколько иной самолет. И он сделал все возможное, чтобы ВВС после долгих проволочек все-таки приняли на вооружение прекрасный бомбардировщик Су-34, который, кстати, может воевать и как истребитель.
Для родных ВВС создавался и Су-30, который поднялся в воздух в 1992 году. Но экономическая ситуация в стране оказалась такой, что проект должен был быть неминуемо закрыт. И Симонов впервые в отечественной истории настоял на "переквалификации" нового истребителя в машину коммерческого назначения. До него никому такой подход даже и в голову не приходил. Так появился Су-30МК - модернизированный коммерческий. Этот самолет буквально ворвался на мировой рынок боевой авиации, потеснив там самых именитых конкурентов. Первой страной, которая приняла на вооружение Су-30МКИ стала Индия. В 1994 году Симонов буквально соблазнил командование ВВС этой страны своим коммерческим проектом. И в 1996 году Россия и Индия подписали полуторамиллиардный контракт на поставку Су-30МКИ. С 2001 года эти истребители в Индии выпускаются по лицензии.
В годы, когда, казалось бы, весь авиапром думал только о выживании, Михаил Петрович завершил работу над экспериментальным истребителем с обратной стреловидностью крыла. 25 сентября 1997 года необычный Су-47 "Беркут" поднялся в воздух, и долгие годы был звездой многих авиасалонов. При испытаниях "Беркута" был набран уникальный опыт, который лег в основу нового истребителя.
Поэтому-то не будет преувеличением сказать, что именно Симонов заложил базу для создания истребителя пятого поколения, второй экземпляр которого поднялся в воздух за день до смерти генерального.
Нельзя не сказать и о выдающемся вкладе Симонова в создание спортивных самолетов. Его спортивно-пилотажные Су-26, Су-29 и Су-31 считаются одними из лучших в мире по совокупности своих характеристик. Симонов же впервые в мире настоял на том, чтобы спортивные самолеты оснащались катапультными креслами.
Он создал легкий транспортно-пассажирский Су-80. И очень хотел построить самый большой в мире пассажирский самолет КР-860. КР - это Крылья России. Этот гигант мог бы перевозить до 1000 пассажиров и быть самым комфортабельным лайнером в мире. Не сложилось...
Нечеловеческое перенапряжение сил в борьбе за родное ОКБ, за сохранение уникальной конструкторской школы, а, по сути, - за все отечественное самолетостроение бесследно не прошло. Однако в небе Земли остались красавцы "Су", и они будут лучшей памятью выдающемуся конструктору и замечательному человеку - Михаилу Петровичу Симонову.