04.03.2011 00:20
    Поделиться

    Получив российское гражданство, многодетная семья из Абхазии, превратилась в семью бомжей

    На это старое, покосившееся от времени сооружение больно смотреть. А уж чтобы жить в нем...

    В трех крохотных комнатенках с проваливающимися полами и щелями в стенах обитает семья Людмилы Борисовой.

    Она, муж Валерий Сазонов, четверо их детей и трое несовершеннолетних внуков, младшему из которых нет и года, да плюс котик с кошечкой и песик обитают в хибаре дачного хозяйства поселка Солнечное-2 Курортного района Петербурга уже тринадцатый год. Когда-то очень радовались, договорившись о ее бессрочной аренде. Людмила Петровна незадолго до этого нашла, наконец, работу - в школе соседнего поселка Репино. По сей день преподает там русский язык и литературу.

    В российскую северную столицу семья приехала из Абхазии в 1993-м. Вскоре после того, как на родине началась война. Старшей моей дочке Анечке едва исполнилось 13 лет. Остальные трое и в школу не ходили. Бросив дом, хозяйство, уехали в Россию. Сначала на Кубань. Через полгода перебрались к знакомому питерскому бизнесмену. Тот предоставил им одну из своих квартир. Не успели обжиться, он обанкротился. Пришлось Борисовым-Сазоновым опять сниматься с места. Поскитавшись по мегаполису в тщетных поисках приемлемого (по средствам) жилья, уехали в Ленинградскую область. Поселились в Центре временного размещения мигрантов "Мигленд" в поселке Победа Выборгского района. Там много было тогда бывших наших сограждан, искавших в России убежища. Жили все в нескольких километрах от поселка в полуразрушенных бараках, построенных вскоре после Великой Отечественной войны. Летом было более-менее сносно, зимой, с ее сыростью, резкой сменой температур, отдаленностью от больниц и магазинов, просто опасно.

    - Мы искали и жилье, и работу по всему Выборгскому району, - говорит Людмила Борисова. - Стоило съездить в другие регионы, поискать там? С таким "прицепом", как у меня, нереально. Очень обрадовалась, узнав о вакансии в 442-й школе Репино, о свободном домике в Солнечном-2.

    Она приглашает меня войти. С опаской, согнувшись, продвигаюсь в "гостиную". Самая "большая" из трех маленьких комнат служит спальней для старшей дочери и троих ее детей. Уместились в ней полуразвалившийся диван, кровать, печка и столик со старым стулом. К нему я пробираюсь бочком, протискиваясь в узком пространстве между печкой и диваном со спящей малышней. Топят тут постоянно, но тепло быстро уходит. Мне это строение кажется решительно непригодным для жилья. Они же держатся за него как утопающий за соломинку , вопреки неумолимо надвигающейся беде. Беда уже рядом, старенькие деревянные летние домики пойдут под снос, на их месте будут коттеджи. Несколько семей в Солнечном-2 успели получить официальную регистрацию и теперь ждут, когда им предоставят другое жилье, взамен сносимого. Семье Борисовой, каждый взрослый в которой получил в 2005 году российский паспорт с регистрацией, предложено "освободить предназначенный под снос дом как можно скорее". Они пытались найти что-то взамен - безуспешно. Особенно на фоне вдруг повалившихся на них несчастий: тяжело заболела и умерла мать,скоропостижно скончался муж старшей дочери, утонула в пруду двухлетняя внучка...

    Одно время Борисовы хотели вернуться в Абхазию. Но родовой дом близ Батуми оказался разграблен. А разруха в республике была такой, что с детьми выжить казалось невозможно.

    В муниципальном образовании "Рощинское городское поселение", к которому "приписан" поселок Победа, ей посоветовали собирать справки для постановки на учет для получения социального жилья как малоимущих. Собирать справки начали, но сколько уйдет на это времени, средств, и пока дойдет очередь ...

    Директор школы, где работает Людмила Борисова, не скрывает, что бывала в Солнечном-2 и видела, в каких условиях живут Борисовы-Сазоновы. Но вот чтобы помочь найти им съемную квартиру... "Я могу, конечно, спросить у знакомых. Почему раньше не сделала этого? Так Борисова не жаловалась".

    Она бы, наверное, и сейчас промолчала. Если бы не очень близкая перспектива в одночасье оказаться на улице.

    Обращалась Людмила и в правительство Ленинградской области. Привели ее, расплакавшуюся в приемной, в какой-то кабинет, хозяйка которого строго отчитала просительницу за нежданный визит и объяснила: обращаться надо к муниципалам. "Обращались. Они ответили, что нет даже съемного жилья..." - "Ну, значит, нет". Весь разговор.

    Поделиться