Готовимся к ЕГЭ. Занятие 25. Обособление согласованных определений

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Вне поля нашего внимания останутся очень важные для понимания языковой системы темы "Неполные предложения", "Утвердительные и отрицательные предложения", "Предложения по цели высказывания. Роль порядка слов, интонации и формы сказуемого в предложении". Сейчас акцент делается на непосредственной подготовке к ЕГЭ, но для целостного восприятия языка все, и эти, и другие неразобранные темы очень важны. Речь пойдёт об обособлении второстепенных членов, в частности согласованных определений.

Урок 25. Обособление второстепенных членов. Обособление согласованных одиночных и распространённых определений. Учимся создавать высказывания

Сравним предложения:

1) Свернувшиеся и почерневшие от мороза листья шуршат под ногами в берёзовой аллее. (И. Бунин)

2) Листья, свернувшиеся и почерневшие от мороза, шуршат под ногами в берёзовой аллее.

По структуре оба предложения совпадают. Вот составы подлежащего и сказуемого с распространёнными второстепенными членами:

листья (какие?) свернувшиеся и почерневшие от мороза;

шуршат (где?) под ногами в берёзовой аллее.

Задание. Какие два основных однородных второстепенных члена в группе, входящей в состав подлежащего? Какой частью речи они выражены, какое зависимое слово имеют и как называется этот оборот?

Однако представленные предложения не совпадают по порядку слов - членов предложения, что ведёт к перераспределению логических и интонационных акцентов.

В первом предложении прямой порядок слов, интонация фразы нейтральная, небольшим логическим ударением выделяются подлежащее листья и обстоятельство аллее (проверьте!), никакие знаки препинания при этом не требуются.

Во втором предложении распространённое определение, выраженное причастным оборотом, стоит после подлежащего - определяемого слова. Это положение придаёт определению большую самостоятельность, добавочное сообщение, что в речи показывается логическим и интонационным выделением (проверьте!), а на письме - запятыми.

Менять своё местоположение, как мы знаем, могут любые члены предложения (по авторскому желанию, конечно), но при этом грамматическая основа всегда остаётся грамматическим центром высказывания, даже если на неё и не падает логическая нагрузка. Второстепенные члены предложения, которые при изменённом порядке слов или иных речевых условиях принимают особую логическую нагрузку, а на письме выделяются знаками препинания запятыми или тире, называются обособленными, а само смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения - обособлением.

Чтобы понять суть обособления определений, надо вспомнить:

а) какие второстепенные члены предложения относятся к определениям;

б) какие определения называются согласованными и какими частями речи могут выражаться;

в) какой главный член предложения распространяет определение;

г) какой частью речи выражено определяемое слово и какой вид синтаксической подчинительной связи между определяемым словом и согласованным определением;

д) а также суффиксы причастий

(все ответы есть в разобранных уроках).

Важно также, что определение обычно занимает место рядом с определяемым словом - до или после него, а нейтральное положение согласованного определения при прямом порядке слов - до определяемого слова: дикая собака.

Обособление согласованных определений - и одиночных, и распространённых - зависит прежде всего от местоположения определения по отношению к определяемому слову-предмету, а также от части речи, которой выражено определяемое слово.

Обособляются одиночные согласованные определения, выраженные прилагательными и причастиями, и распространённые, выраженные прилагательными с зависимыми словами и причастными оборотами.

Согласованное определение

Обособляется
1. Если определение, одиночное или распространённое, стоит после определяемого слова - имени существительного (то есть при обратном порядке слов). Например:
1) Шар, красный, оставался ярким пятном на голубом небе.
2) Марина, улыбающаяся, сидела у окна.

3) Балуев, столь сильный своей неотрывностью от жизни, был тускл и сер. (В. Вересаев)
4) Мы услышали глухой шум и увидели Терек, разливающийся по разным направлениям. (А. Пушкин)
Не обособляется
1. Если определение стоит перед определяемым словом - именем существительным, например:
1) Красный шар оставался ярким пятном в голубом небе.
2) Улыбающаяся Марина сидела у окна.
3) Столь сильный своей неотрывностью от жизни Балуев был тускл и сер.
4) Мы услышали глухой шум и увидели разливающийся по разным направлениям Терек.
2. Если распространённое определение стоит до определяемого слова - имени существительного и имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, условное и т. д.), например:
1) Сопровождаемый офицером, комендант вошёл в дом. (А. Пушкин)
2. Если распространённое определение стоит до определяемого слова - имени существительного и не имеет добавочного обстоятельственного значения, например:
Сопровождаемый офицером комендант вошёл в дом.
3. Если определение оторвано от определяемого слова имени существительного другими членами предложения, например:
И снова, отсечённая от танков огнём, залегла на голом склоне пехота. (М. Шолохов)
3. Если определяемое слово имя существительное без определения не выражает законченного смысла и поэтому нуждается в обязательном распространении, например:
Я боялся услышать для себя вещи довольно неприятные. - Сочетание боялся услышать вещи не имеет смысла без определения.
4. Если определяемое слово личное местоимение, то определение обособляется всегда, независимо от местоположения, например:
Убаюканный сладкими надеж-дами, он крепко спал. (А. Чехов)
Он крепко спал, убаюканный сладкими надеждами.
Он, убаюканный, крепко спал.
Убаюканный, он крепко спал.
4. Если определение относится к определяемому слову -определительному местоимению, то, как правило, оно не обособляется, например:
Все пришедшие на собрание сидели тихо.
Однако при наличии логической паузы возможно обособление:
Все, пришедшие на собрание, сидели тихо.

 

Обоснование обособления (в порядке следования пунктов).

1. Определение, стоящее до определяемого слова (при обратном порядке слов), несёт особую логическую нагрузку добавочного сообщения, практически приближаясь по значению к ещё одному предложению (придаточному определительному) в составе основного высказывания, и всегда интонируется в речи. Особенно это характерно для распространённого определения, выраженного причастным оборотом, сравните с приведённым примером: Мы услышали глухой шум и увидели Терек, который разливался по разным направлениям.

Сравните изменение интонации и перенос логического ударения с определения на определяемое слово в синонимичных предложениях с прямым порядком слов без обособления во второй колонке.

2. Распространённое определение с обстоятельственным значением, выраженное причастным оборотом, можно заменить обстоятельством - деепричастным оборотом со словом будучи. Например, синонимичное предложение: Будучи сопровождаем офицером, комендант вошёл в дом.

Обстоятельственное значение в основном имеют определения, выраженные страдательными причастиями. Действительные причастия тяготеют к обстоятельственному значению, если стоят перед именами собственными, например: Раньше привлекающий внимание, Митя сейчас ничем особенным не отличался.

Однако только автору решать, имеет или не имеет определение обстоятельственное значение.

3. Определение, как мы знаем, должно находиться рядом с определяемым словом. Чтобы фраза не была построена неправильно, оторванное от определяемого слова определение нужно обособить, таким образом указав на его особую логическую нагрузку. 

4. Пребывание определения при личном местоимении только в качестве обособленного объясняется морфологическими свойствами местоимения - указывать на предмет, не называя его. Поскольку определение должно характеризовать определяемое слово со стороны его качества или признака, а у местоимений нет ни того, ни другого, то определение и определяемое слово-местоимение синтаксически несовместимы.

Примечание. В предложениях с нулевой связкой между подлежащим и именной частью составного именного сказуемого к подлежащему в свою очередь может относиться обособленное согласованное определение. В таком случае на письме возникает необходимость постановки перед сказуемым одновременно двух знаков препинания - тире между подлежащим и сказуемым и запятой, закрывающей обособленное определение, например:

Этот забор, окружённый колючей проволокой, - самое неприятное место в городке.

Задание. В сочинении-рецензии есть предложение Автор-публицист использует лексические средства, свойственные художественной литературе и способствующие интересу читателя к занимаемой автором позиции. В этой фразе смысловой акцент смещён на обособленный причастный оборот, а значит, на "признаки предмета": рецензенту важно показать суть лексических средств, которые использует автор. Переставим оборот до определяемого слова: Автор-публицист использует свойственные художественной литературе и способствующие интересу читателя к занимаемой автором позиции лексические средства. Что - предмет или признаки предмета - выделены во фразе? Какой член предложения в конце фразы и потому занимает ударную позицию? Какая фраза - первая или вторая - более ясная и почему?

Не обособляются прилагательное в полной форме и причастие, если они входят в составное именное сказуемое. В этом случае данные части речи занимают место не рядом с определяемым словом, а после глагола-связки, обозначающего движение или состояние, и составляют с ним смысловое целое, например:

С вечеринки мы ушли довольные

Суть сообщения - показать не процесс, а состояние субъекта, что подтверждается местоположением прилагательного после глагола, а не рядом с местоимением.

Сравните предложение с другим порядком слов: Довольные, мы ушли с вечеринки. Докажите, руководствуясь материалом урока, что при таком порядке слов прилагательное довольные обязательно будет обособленным определением.

Задание. Прочитайте предложение с обособленным определением. Составьте рядом синонимичное с необособленным определением. Обратите внимание, что при необособленном определении смысловой акцент делается на определяемом существительном (автору важен предмет), а при обособленном - на определении (важны признаки предмета).

Образец. Письмо, написанное мелким почерком, лежало на столе. - Написанное мелким почерком письмо лежало на столе.

1. Стихи молодого поэта, изданные недавно, понравились читателям. 2. Ровной гладью распростёрлось перед нами море, золотистое в лучах солнца. 3. Деревня, ещё спящая в столь ранний час, показалась за поворотом. 4. Люди, изумлённые, стали как вкопанные. 5. Большую пользу принесла старшеклассникам экскурсия, организованная учителем истории. 6. Ветер, холодный и противный, забирался прохожим под пальто.