Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Вне поля нашего внимания останутся очень важные для понимания языковой системы темы "Неполные предложения", "Утвердительные и отрицательные предложения", "Предложения по цели высказывания. Роль порядка слов, интонации и формы сказуемого в предложении". Сейчас акцент делается на непосредственной подготовке к ЕГЭ, но для целостного восприятия языка все, и эти, и другие неразобранные темы очень важны. Речь пойдёт об обособлении второстепенных членов, в частности согласованных определений.
Урок 25. Обособление второстепенных членов. Обособление согласованных одиночных и распространённых определений. Учимся создавать высказывания
Сравним предложения:
1) Свернувшиеся и почерневшие от мороза листья шуршат под ногами в берёзовой аллее. (И. Бунин)
2) Листья, свернувшиеся и почерневшие от мороза, шуршат под ногами в берёзовой аллее.
По структуре оба предложения совпадают. Вот составы подлежащего и сказуемого с распространёнными второстепенными членами:
листья (какие?) свернувшиеся и почерневшие от мороза;
шуршат (где?) под ногами в берёзовой аллее.
Задание. Какие два основных однородных второстепенных члена в группе, входящей в состав подлежащего? Какой частью речи они выражены, какое зависимое слово имеют и как называется этот оборот?
Однако представленные предложения не совпадают по порядку слов - членов предложения, что ведёт к перераспределению логических и интонационных акцентов.
В первом предложении прямой порядок слов, интонация фразы нейтральная, небольшим логическим ударением выделяются подлежащее листья и обстоятельство аллее (проверьте!), никакие знаки препинания при этом не требуются.
Во втором предложении распространённое определение, выраженное причастным оборотом, стоит после подлежащего - определяемого слова. Это положение придаёт определению большую самостоятельность, добавочное сообщение, что в речи показывается логическим и интонационным выделением (проверьте!), а на письме - запятыми.
Менять своё местоположение, как мы знаем, могут любые члены предложения (по авторскому желанию, конечно), но при этом грамматическая основа всегда остаётся грамматическим центром высказывания, даже если на неё и не падает логическая нагрузка. Второстепенные члены предложения, которые при изменённом порядке слов или иных речевых условиях принимают особую логическую нагрузку, а на письме выделяются знаками препинания запятыми или тире, называются обособленными, а само смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения - обособлением.
Чтобы понять суть обособления определений, надо вспомнить:
а) какие второстепенные члены предложения относятся к определениям;
б) какие определения называются согласованными и какими частями речи могут выражаться;
в) какой главный член предложения распространяет определение;
г) какой частью речи выражено определяемое слово и какой вид синтаксической подчинительной связи между определяемым словом и согласованным определением;
д) а также суффиксы причастий
(все ответы есть в разобранных уроках).
Важно также, что определение обычно занимает место рядом с определяемым словом - до или после него, а нейтральное положение согласованного определения при прямом порядке слов - до определяемого слова: дикая собака.
Обособление согласованных определений - и одиночных, и распространённых - зависит прежде всего от местоположения определения по отношению к определяемому слову-предмету, а также от части речи, которой выражено определяемое слово.
Обособляются одиночные согласованные определения, выраженные прилагательными и причастиями, и распространённые, выраженные прилагательными с зависимыми словами и причастными оборотами.
Согласованное определение
Обособляется 1. Если определение, одиночное или распространённое, стоит после определяемого слова - имени существительного (то есть при обратном порядке слов). Например: 1) Шар, красный, оставался ярким пятном на голубом небе. 2) Марина, улыбающаяся, сидела у окна. 3) Балуев, столь сильный своей неотрывностью от жизни, был тускл и сер. (В. Вересаев) 4) Мы услышали глухой шум и увидели Терек, разливающийся по разным направлениям. (А. Пушкин) | Не обособляется 1. Если определение стоит перед определяемым словом - именем существительным, например: 1) Красный шар оставался ярким пятном в голубом небе. 2) Улыбающаяся Марина сидела у окна. 3) Столь сильный своей неотрывностью от жизни Балуев был тускл и сер. 4) Мы услышали глухой шум и увидели разливающийся по разным направлениям Терек. |
2. Если распространённое определение стоит до определяемого слова - имени существительного и имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, условное и т. д.), например: 1) Сопровождаемый офицером, комендант вошёл в дом. (А. Пушкин) | 2. Если распространённое определение стоит до определяемого слова - имени существительного и не имеет добавочного обстоятельственного значения, например: Сопровождаемый офицером комендант вошёл в дом. |
3. Если определение оторвано от определяемого слова имени существительного другими членами предложения, например: И снова, отсечённая от танков огнём, залегла на голом склоне пехота. (М. Шолохов) | 3. Если определяемое слово имя существительное без определения не выражает законченного смысла и поэтому нуждается в обязательном распространении, например: Я боялся услышать для себя вещи довольно неприятные. - Сочетание боялся услышать вещи не имеет смысла без определения. |
4. Если определяемое слово личное местоимение, то определение обособляется всегда, независимо от местоположения, например: Убаюканный сладкими надеж-дами, он крепко спал. (А. Чехов) Он крепко спал, убаюканный сладкими надеждами. Он, убаюканный, крепко спал. Убаюканный, он крепко спал. | 4. Если определение относится к определяемому слову -определительному местоимению, то, как правило, оно не обособляется, например: Все пришедшие на собрание сидели тихо. Однако при наличии логической паузы возможно обособление: Все, пришедшие на собрание, сидели тихо. |
Обоснование обособления (в порядке следования пунктов).
1. Определение, стоящее до определяемого слова (при обратном порядке слов), несёт особую логическую нагрузку добавочного сообщения, практически приближаясь по значению к ещё одному предложению (придаточному определительному) в составе основного высказывания, и всегда интонируется в речи. Особенно это характерно для распространённого определения, выраженного причастным оборотом, сравните с приведённым примером: Мы услышали глухой шум и увидели Терек, который разливался по разным направлениям.
Сравните изменение интонации и перенос логического ударения с определения на определяемое слово в синонимичных предложениях с прямым порядком слов без обособления во второй колонке.
2. Распространённое определение с обстоятельственным значением, выраженное причастным оборотом, можно заменить обстоятельством - деепричастным оборотом со словом будучи. Например, синонимичное предложение: Будучи сопровождаем офицером, комендант вошёл в дом.
Обстоятельственное значение в основном имеют определения, выраженные страдательными причастиями. Действительные причастия тяготеют к обстоятельственному значению, если стоят перед именами собственными, например: Раньше привлекающий внимание, Митя сейчас ничем особенным не отличался.
Однако только автору решать, имеет или не имеет определение обстоятельственное значение.
3. Определение, как мы знаем, должно находиться рядом с определяемым словом. Чтобы фраза не была построена неправильно, оторванное от определяемого слова определение нужно обособить, таким образом указав на его особую логическую нагрузку.
4. Пребывание определения при личном местоимении только в качестве обособленного объясняется морфологическими свойствами местоимения - указывать на предмет, не называя его. Поскольку определение должно характеризовать определяемое слово со стороны его качества или признака, а у местоимений нет ни того, ни другого, то определение и определяемое слово-местоимение синтаксически несовместимы.
Примечание. В предложениях с нулевой связкой между подлежащим и именной частью составного именного сказуемого к подлежащему в свою очередь может относиться обособленное согласованное определение. В таком случае на письме возникает необходимость постановки перед сказуемым одновременно двух знаков препинания - тире между подлежащим и сказуемым и запятой, закрывающей обособленное определение, например:
Этот забор, окружённый колючей проволокой, - самое неприятное место в городке.
Задание. В сочинении-рецензии есть предложение Автор-публицист использует лексические средства, свойственные художественной литературе и способствующие интересу читателя к занимаемой автором позиции. В этой фразе смысловой акцент смещён на обособленный причастный оборот, а значит, на "признаки предмета": рецензенту важно показать суть лексических средств, которые использует автор. Переставим оборот до определяемого слова: Автор-публицист использует свойственные художественной литературе и способствующие интересу читателя к занимаемой автором позиции лексические средства. Что - предмет или признаки предмета - выделены во фразе? Какой член предложения в конце фразы и потому занимает ударную позицию? Какая фраза - первая или вторая - более ясная и почему?
Не обособляются прилагательное в полной форме и причастие, если они входят в составное именное сказуемое. В этом случае данные части речи занимают место не рядом с определяемым словом, а после глагола-связки, обозначающего движение или состояние, и составляют с ним смысловое целое, например:
С вечеринки мы ушли довольные.
Суть сообщения - показать не процесс, а состояние субъекта, что подтверждается местоположением прилагательного после глагола, а не рядом с местоимением.
Сравните предложение с другим порядком слов: Довольные, мы ушли с вечеринки. Докажите, руководствуясь материалом урока, что при таком порядке слов прилагательное довольные обязательно будет обособленным определением.
Задание. Прочитайте предложение с обособленным определением. Составьте рядом синонимичное с необособленным определением. Обратите внимание, что при необособленном определении смысловой акцент делается на определяемом существительном (автору важен предмет), а при обособленном - на определении (важны признаки предмета).
Образец. Письмо, написанное мелким почерком, лежало на столе. - Написанное мелким почерком письмо лежало на столе.
1. Стихи молодого поэта, изданные недавно, понравились читателям. 2. Ровной гладью распростёрлось перед нами море, золотистое в лучах солнца. 3. Деревня, ещё спящая в столь ранний час, показалась за поворотом. 4. Люди, изумлённые, стали как вкопанные. 5. Большую пользу принесла старшеклассникам экскурсия, организованная учителем истории. 6. Ветер, холодный и противный, забирался прохожим под пальто.