С пятницы в Торгово-промышленной палате - новый президент. Евгения Примакова сменил на этом посту Сергей Катырин. Такое решение было принято на очередном шестом съезде ТПП.
Уход Примакова не стал неожиданностью. Он руководил палатой два срока подряд, но как уже писала "РГ", незадолго до съезда Евгений Максимович сам обратился к коллегам с просьбой не выдвигать его кандидатуру на президентский пост.
Ключевую роль Примакова в развитии палаты отметил вчера глава президентской администрации Сергей Нарышкин. За время этого президентства, считает высокопоставленный чиновник, ТПП стала одной из авторитетнейших площадок для обсуждения и выработки предложений, которые оказывают серьезное влияние на инвестклимат, защиту бизнеса.
Сейчас потенциал палаты важно задействовать для модернизации и технического развития экономики, улучшения инвестклимата, выразил пожелание власти к бизнес-сообществу Нарышкин. ТПП возможные рычаги уже включила, дал понять Примаков. И рассказал, что загранпредставительства палаты и "деловые советы" уже сориентированы на то, чтобы привлечь внимание зарубежных партнеров к создаваемому в России новому инвестфонду, в котором государство будет делить риски с частным капиталом. Такой фонд, надеется Примаков, поможет подтянуть столь необходимые для России инвестиции.
Между тем на вчерашнем съезде в своем отчетном докладе Примаков по сути дела назвал самые болевые точки для бизнеса и предложил методы их лечения. Безусловно, не обошлось без обсуждения такого чувствительного момента, как повышение страховых взносов в социальные фонды. Это, по словам Примакова, оказало угнетающее воздействие на бизнес. Причем, по мнению ТПП, говорит он, не надо ждать итогов первого квартала для того, чтобы сделать выводы о влиянии этого шага на бизнес. Все уже и сейчас ясно. Налоговая нагрузка на малый и средний бизнес возросла с нового года в 2,4 раза, подсчитал председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Сейчас по этому поводу идет жесточайшая дискуссия с минздравсоцразвития, признался вчера предпринимателям замминистра экономразвития Алексей Лихачев. Но весь вопрос упирается в то, чем покрывать выпадающие доходы. Минфин уже подсчитал, что если взять одно из предложений и вернуть малым предприятиям прежнюю ставку страховых взносов в 14 процентов, то бюджет не досчитается 120 миллиардов рублей. Председатель Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков вчера с опасением заметил, что снижение ставки может привести к тому, что работники "льготных предприятий" будут получать более низкую пенсию, меньшие выплаты по больничным. Но Лихачев эти сомнения развеял. Речь о снижении социальной защиты, заверил он, не идет. Впрочем, исход дебатов между ведомствами станет известен уже скоро.
Примаков прошелся и по другим острым темам в работе предприятий. Платежи малого бизнеса за электроэнергию в ряде регионов выросли с начала этого года в три раза, буквально до банкротства малый бизнес доводят и растущие ставки земельного налога, перечислил он. А сфера госзакупок, с горечью констатировал Примаков, охвачена коррупцией. Называя проблемы, Примаков одновременно наметил план действий для своего преемника на ближайшую перспективу. И отметил, что в качестве мер поддержки малого бизнеса ТПП предлагает расширить практику налоговых каникул малому бизнесу, особенно - работающему в небольших и моногородах. При этом такие предприятия должны предоставить работу на своей фирме не менее пяти местным жителям. Число безработных в стране составляет 5,5 миллиона человек, а из 300 моногородов только 70 проработали вопрос по решению проблемы занятости, объяснил такой подход Примаков.
Налоговые рычаги, настаивает он, должны быть включены и для стимулирования инноваций. Предприятия, внедряющие такую продукцию, следует выделить из общего числа, а налоговую нагрузку на них снизить, говорит Примаков. И называет еще одно перспективное направление для работы: внедрение мониторинга за реализацией инновационных программ на уровне отраслей, регионов и крупных бизнес-структур. Для доказательства своих идей он приводит неутешительную статистику: Россия занимает третье место в мире по объемам нефтепереработки, но в то же время находится лишь в шестом десятке стран по уровню развития этой отрасли, выход бензина с одной тонны нефти у нас в 2,5-3 раза ниже, чем в Европе.
Но модернизация - это не только успехи на прорывных направлениях, нужна реиндустриализация всей промышленности, полагает Примаков. Сегодня, полагает он, надо реанимировать проект закона о промышленном развитии страны до 2020 года, который был в свое время подготовлен ТПП. Но одних лишь хороших и правильных законов мало, дал понять Примаков. Палата, напомнил он, в свое время продвигала обнуление таможенных пошлин на ввоз высокотехнологичного оборудования и отмену НДС на такой импорт. Важнейшим вопросом для российского предпринимательства в ближайшее время станет присоединение нашей страны к ВТО, наметил еще одну проблему Примаков. Этот процесс может быть завершен уже в этом году, но пока ни широкие деловые круги, ни население не понимают четко, какие последствия это повлечет. Замглавы минэкономразвития Алексей Лихачев обещал в ответ на это, что министерство будет еще проводить встречи с предпринимателями. И надеется на содействие бизнеса в продвижении еще одной инициативы - построении единого экономического пространства между Россией, Белоруссией и Казахстаном. В таком формате наши страны должны развернуть сотрудничество уже в 2012 году. На наднациональный уровень будет передано почти 90 полномочий властных органов, только в этом году предстоит принять почти 70 нормативных документов, говорит Лихачев.
Справка "РГ"
Сергею Катырину 56 лет, он окончил Московский автомобильно-дорожный институт и Школу международного бизнеса МГИМО. В Торгово-промышленной палате Катырин работает с момента ее создания, с 1991 года. Основными направлениями деятельности Катырина в ТПП была координация с отечественными и зарубежными бизнес-объединениями.