Россияне не потеряют право бесплатно рыбачить в большинстве водоемов страны. Это еще раз подтвердил вчера на пресс-конференции глава Росрыболовства Андрей Крайний.
Тема платы за рыбалку взбудоражила как минимум половину населения страны - после публикации в "РГ" 3 марта материала "Клевая фиш-карта" о намерении Росрыболовства разыграть на конкурсах шесть тысяч участков для организации платной рыбалки поднялся большой шум. И Андрею Крайнему пришлось три дня подряд общаться с журналистами и заверять: запретов на удочку не будет. Исключение - участки для спортивно-любительского рыболовства.
"Никто никогда не отнимал у многомиллионной армии рыбаков возможность ловить рыбу бесплатно. На право заниматься рыболовством на Рыбинском водохранилище, на Волге, Дону никто не покушался".
"Но если человек приезжает на базу, предназначенную для спортивно-любительского рыболовства, он платит деньги. Путевка на базу - теперь договор, и у рыбака появляются не только обязанности, но и права", - отметил чиновник. И напомнил: в России 130 тысяч рек и 2 миллиона озер, а участков, предназначенных для спортивно-любительского рыболовства, - 6,5 тысячи.
С 2008 года эти участки разыгрываются по конкурсам и даются в пользование на 20 лет с инвестиционными обязательствами. Победитель обязан вложить средства в инфраструктуру.
"Когда человек приезжает на такую базу, он платит деньги, но платит деньги только за оказание услуг, но не за выловленную рыбу. Кроме того, сам процесс вылавливания рыбы из воды, по сути, тоже бесплатный", - заявил глава Росрыболовства. И добавил: подобные базы строятся в основном в определенных районах, как правило, в труднодоступных местах, где по-другому ловить рыбу не получается. Например, на Кольском полуострове, на Камчатке, в Хабаровском крае, где нет даже поселений.
Говоря о поступлениях в бюджет доходов от спортивно-любительского рыболовства, он подчеркнул, что имеет в виду десятки миллиардов рублей именно от подобных баз, а также всю индустрию, связанную с рыболовством. Например, чтобы пойти на любительскую рыбалку, нужно купить удочку, экипировку, иногда - лодку с мотором. И из всех этих затрат складываются существенные налоговые поступления. И если от каждого из 25 миллионов рыбаков в среднем поступит в бюджет, скажем, одна тысяча рублей, то это уже 25 миллиардов. Реально может быть больше. Тем более что любовь к рыбе у россиян с каждым годом растет.
По словам главы Росрыболовства, потребление рыбы в России за последние три года выросло в 1,5 раза. Если в 2007 году среднестатистический житель нашей страны съедал 12,6 килограмма рыбы в год, то сейчас - 20,2 килограмма. Особенно выросло потребление рыбы в 2009 году, во время кризиса, говорит чиновник. Связано это с тем, что рыба дешевле мяса. И из 11 видов продовольствия рыба по росту цен в России в прошлом году заняла предпоследнее место. Рост составил менее 4 процентов.
"Есть виды рыбы, которые являются рекордсменами по ценовой категории. Самый популярный пример в эти зимние месяцы -мойва, оптовая цена которой в Мурманске составляла 13-15 рублей за килограмм", - сообщил Андрей Крайний. В том же Мурманске в магазинах для ветеранов она стоит 15-16 рублей - приемлемая цена для любого бюджета. А в Москве лежит на прилавках уже по 50 рублей, причем стоимость ее транспортировки в среднем - 2,5 рубля за кило.
Другой пример. Во Владивостоке селедка стоит 20 рублей за килограмм, 9 рублей - перевозка до Москвы. "Почему здесь она стоит 120 рублей?" - возмущается Андрей Крайний. И очередной раз пояснил присутствующим, что одна из причин высокой цены на рыбу - это монопольное положение на рынке ритейлеров, которое позволяет покрывать любые издержки и выставлять любые цены. И эти издержки они перекладывают на плечи потребителей, которым некуда деваться.
"Если мы создадим сеть магазинов, которые де-юре будут независимы друг от друга, мы увидим, как начнет падать цена на рыбу", - считает Андрей Крайний. По его словам, в городах и регионах, где уже открылись магазины "Океан", остальные продавцы вынуждены сбивать цены. Он привел пример города Таганрога, где предприниматель открыл сначала четыре рыбных магазина с вменяемыми ценами на рыбу. После этого продажи у конкурентов резко упали, и им пришлось снизить стоимость рыбных товаров. А предприниматель расширил свою сеть до девяти магазинов.
Что касается "глазури", то Андрей Крайний отметил, что сейчас рыба стала продаваться с меньшим объемом наледи. Должен уменьшиться лед и в креветках, где он порой достигал 80 процентов веса. "Это недопустимо, потребители не должны платить за воду", - убежден глава Росрыболовства.