До 31 марта минтранс намерен завершить корректировку комплексной программы по безопасности на разных видах транспорта. Такой срок поставлен не случайно. В конце первого месяца весны о программе планируется доложить президенту.
Вчера на Совете Росморречфлота шла речь как раз о безопасности на международных и внутренних водных путях. С начала следующего года планируется ввести досмотр каждого пассажира на международных рейсах и выборочно на внутренних рейсах. Моряки намерены создать единые диспетчерские службы в акваториях и взаимодействовать со службами оперативного реагирования в случае необходимости. Предполагается создать постоянный мониторинг безопасности и предоставить удаленный доступ к системам безопасности. К сожалению, здесь возникла проблема связи. Не везде есть хорошие каналы, по которым можно передавать информацию. Но и этот вопрос моряки намерены решить.
Анализ террористических актов за последние пять лет показал, что выбираются объекты, где нет достаточного контроля безопасности, поэтому судоходным компаниям, пассажирским морским терминалам и речным вокзалам предстоит провести анализ своих охранных возможностей и устранить места уязвимости. Кроме того, предполагается на основе этого анализа провести категорирование объектов, и в зависимости от этого будет решаться вопрос, насколько те или иные меры безопасности необходимы на этих водных путях. В любом случае деньги потребуются немалые. Только пассажирских морских терминалов в России 20, кроме того, есть еще и речные вокзалы, и гидротехнические сооружения. Что касается гидротехнических сооружений, то иногда они совмещены, например, с железной или автомобильной дорогой и здесь необходимо более тесное взаимодействие в транспортных узлах с коллегами.
Глава минтранса Игорь Левитин выразил опасение, что хотя на транспортную безопасность в целом запланировано 47 миллиардов рублей, но, возможно, этих средств будет недостаточно. В любом случае, в ближайшее время предстоит работа по разграничению антитеррористической и промышленной безопасности. На 10 марта по этой теме в Госдуме намечены парламентские слушания. Как известно, владельцы инфраструктуры несут ответственность, в том числе и уголовную, за безопасность на своих объектах. Именно они обязаны покупать оборудование, на данный момент необходимо определить нагрузку на них. По предположению министра, эта финансовая нагрузка по обеспечению безопасности может оказать отрицательное воздействие на транспортные компании. Затронул министр и вопрос Северного морского пути. В ближайшее время предстоит провести географические исследования, чтобы продолжить проводку грузовых судов. Уже в навигацию этого года предполагается освоить высокоширотные маршруты на Севморпути. Экономия времени при этом может составить до 20 процентов по сравнению с уже проложенным маршрутом. В целом Севморпуть является хорошей альтернативой южным маршрутам. И приобретает особое значение, а в связи с тем, что самолийские пираты в 2010 году захватили 44 судна и совершили нападения еще на 208. Есть и другие международные вопросы. Например, проблема стоимости перевозки паромами после вступления в ВТО может обостриться. Если тарифная политика здесь не устроит грузоотправителя, то он уйдет в соседние страны. Эксперты предупреждают, что Прибалтика уже готова конкурировать с такими российскими портами по паромной перевозке, как Усть-Луга.