Для охраны спокойствия участников и гостей Олимпиады в Сочи уже сформированы особые подразделения на базе наших самых элитных отрядов антитеррора "Альфа" и других боевых групп, входящих в Центр специального назначения ФСБ.
О новых технологиях безопасности рассказал "Российской газете" заместитель руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета генерал-майор Евгений Потапов.
Российская газета: Евгений Александрович, в НАК вы возглавляете управление по борьбе с терроризмом и руководили на днях самыми масштабными учениями "Сочи-Антитеррор-2011". В них принимали участие более шести тысяч человек из всех силовых ведомств. Наверняка не случайно учения проходили в тот же период года, когда должна состояться и Олимпиада?
Евгений Потапов: Совершенно верно. Оперативно-стратегические учения - один из этапов в реализации поручения президента России по противодействию террористическим угрозам в период подготовки и проведения XXII зимних Олимпийских игр. Эти учения были максимально приближены к реальной обстановке. Их главная цель заключалась в том, чтобы вывести все силовые структуры, обеспечивающие безопасность, на максимальный уровень готовности. Действия территориальных подразделений МВД и МЧС оценены положительно, высокую выучку показали подразделения Центра специального назначения ФСБ.
РГ: До Олимпиады еще три года, и не все спортивные объекты еще построены, а как обстоят дела с системой безопасности?
Потапов: Могу сказать, система безопасности проведения Олимпиады сформирована. Причем это касается не только подготовки и тренировок спецназа, но и работы, которая ведется уже сейчас по обеспечению безопасности олимпийских строек. Мы планируем продолжить интенсивные учения и тренировки антитеррористических подразделений на каждом из выделенных объектов, чтобы при необходимости оперативные штабы были максимально готовы к различным вариантам действий.
РГ: Понятно, что к Сочи сейчас приковано повышенное внимание, и поэтому все, что связано с безопасностью и борьбой с терроризмом, здесь будет отрабатываться по максимуму. Но ведь совсем рядом - сразу в нескольких республиках Северного Кавказа - обстановка далека от идеальной.
Потапов: В 2010 году в России сохранялся высокий уровень террористической активности. НАК принял меры к усилению межведомственной координации для силового подавления бандподполья, прежде всего в Северо-Кавказском регионе. Активизированы предупредительно-профилактические меры по противодействию идеологии терроризма. В результате за год удалось сорвать и предотвратить 93 теракта. Они могли не тольно повлечь многочисленные жертвы, но и подорвать экономику, дестабилизировать обстановку в отдельных регионах.
Так, например, на дагестанском участке Северо-Кавказской железной дороги были обнаружены и обезврежены два самодельных взрывных устройства по 10 килограммов в тротиловом эквиваленте. В поселке Сулак Кизилюртовского района обезвредили самодельную бомбу с часовым механизмом мощностью около 20 килограммов, заложенную возле магазина. А в самом Кизилюрте рядом с детсадом нашли бомбу мощностью около 7 килограммов. Бандитам удалось ее подорвать дистанционно, но благодаря принятым мерам жертв удалось избежать.
В сентябре у городского кафе в Ставрополе был обнаружен автомобиль, в котором находился труп его владельца с огнестрельным ранением в голову. В автомобиле и рядом с ним были обезврежены два самодельных взрывных устройства с поражающими элементами общей мощностью 90 килограммов. Такой же автомобиль-бомбу взрывотехники разминировали в Хасавюрте. Около 70 килограммов взрывчатки было начинено болтами и гайками.
РГ: Не все теракты получается предупредить. А удается ли раскрыть совершенные преступления?
Потапов: Практически все громкие теракты раскрыты. Это касается взрывов в московском метро, на центральном рынке Владикавказа, военном полигоне "Дальний" в Буйнакске, на городском пляже Махачкалы, у кафе "Эрмитаж" в Пятигорске, в районе Дворца культуры и спорта Ставрополя, на Ирганайской и Баксанской ГЭС и ряд других.
РГ: И все-таки о совершенных терактах узнают все, а о том какая работа ведется по противодействию терроризму - лишь немногие. Отсюда часто и упреки в том, что спецслужбы работают недостаточно эффективно.
Потапов: Огромный пласт работы по борьбе с терроризмом действительно остается за кадром - это наша специфика. Вот лишь сухие цифры. За прошлый год были обнаружены и ликвидированы 433 базы боевиков и схроны с оружием. Изъято 454 самодельных взрывных устройства, 1263 единицы стрелкового оружия и более 2,5 тонны взрывчатых веществ. В результате профилактической работы 60 боевиков добровольно сложили оружие и отказались от дальнейшего участия в бандах.
Координация действий правоохранительных органов, которую проводил НАК на территории Северного Кавказа, в значительной степени способствовала успешному проведению 68 контртеррористических операций и более семи тысяч оперативно-боевых мероприятий. При оказании вооруженного сопротивления уничтожено 375 бандитов. Среди них представители международных террористических организаций на Северном Кавказе - гражданин Египта Мохмад Шабаан (Сейф-Ислам), подданный Иордании Ясир Амарат, главари бандгрупп Астемиров, Вагабов (организатор взрывов в московском метро в марте 2010 года), Гишаев, Дроздов, Магомедов, Тихомиров (Саид Бурятский), Шемилев, Щащаев и другие. Задержано 665 человек из числа участников бандподполья и их пособников, в том числе главари бандгрупп Газимагомедов, Дзангиев, Дзугуев, Тазиев (Магас) и Хашагульгов.
РГ: Уничтожение и арест главарей бандформирований влияет на общую обстановку в регионе или как взрывали и стреляли, так и стреляют?
Потапов: Можно сказать, что в целом наметилась тенденция к уменьшению общего количества преступлений террористической направленности. Если в 2009-м их было 1030, то в прошлом году - 779. В определенной мере стабилизировалась ситуация и в два раза снизилось число таких преступлений в Чеченской Республике и Республике Ингушетия.
В то же время в результате 21 бандитской вылазки, которые были квалифицированы как теракт, и еще 14 подрывов, совершенных так называемыми смертниками, погибло 410 человек. "Под прицел" террористов попадали дети, старики и женщины, сотрудники правоохранительных органов, общественные и религиозные деятели, бизнесмены.В числе погибших 119 гражданских лиц, 268 военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, 13 представителей органов государственной власти, 10 общественных и религиозных деятелей.
РГ: Не секрет, что одними силовыми методами победить терроризм невозможно, необходимо еще и серьезное информационное противодействие идеологии бандподполья.
Потапов: НАК и Федеральный оперативный штаб не только разрабатывает дополнительные меры силового характера, но и принимает решения, которые укпрепляют взаимодействие государства и общества по противодействию террористической и экстремистской идеологии. Так подготовлены материалы, на основании которых решением Верховного суда РФ международная организация "Имарат Кавказ" признана террористической. Всего к 1 января 2011 года в России запрещена деятельность 37 организаций, 19 из которых признаны террористическими.
В субъектах Федерации активизирована работа антитеррористических комиссий и оперативных штабов, которые являются основными координаторами антитеррористической деятельности. Проведено более 30 тысяч проверок антитеррористической защищенности на объектах так называемой критической инфраструктуры. По фактам вскрытых, в том числе с участием прокуратуры, нарушений мер безопасности направлено около 10 тысяч предписаний и информаций.
РГ: Понятно, что для эффективной борьбы с терроризмом нужна и серьезная законодательная база, которая должна отвечать современным реалиям, а не тем правовым актам, которые разрабатывалась еще во времена СССР.
Потапов: Только в прошлом году при участии НАКа были подготовлены и приняты 9 федеральных законов, 3 указа главы государства, 7 постановлений и распоряжений правительства России, 9 ведомственных (межведомственных) приказов. Все эти нормативно-правовые акты позволили регламентировать применение мер антитеррористической защищенности на объектах транспорта и социальной сферы. Обеспечить процесс компенсационных выплат людям, пострадавшим при террактах. Ужесточена ответственность за участие в террористической деятельности.
РГ: Достаточно ли выделяется средств на борьбу с терроризмом и хватает ли их на внедрение новых технологий и закупку новой техники?
Потапов: По целевой программе "Антитеррор" ведется внедрение автоматизированных систем управления контртеррористическими операциями. Разработаны и подготовлены к серийному производству два новых типа детекторов взрывчатки. Разрабатываются системы для обнаружения в грузах и ручной клади пассажиров запрещенных к провозу веществ и материалов. Эти детекторы будут внедряться прежде всего на транспорте. В программу включена и разработка системы инструментального контроля за перемещением ядерных материалов и радиоактивных веществ по территории России. Проведено свыше 300 антитеррористических учений на различных объектах критической инфраструктуры и в местах массового пребывания населения.
РГ: В борьбе с терроризмом как вы взаимодействуете с иностранными партнерами?
Потапов: Международное антитеррористическое сотрудничество ведется в различных форматах, в том числе совместно с ООН, ШОС, Советом Европы, Советом Россия - НАТО и другими организациями. На постоянной основе ведется работа в сегменте открытой информации Международного банка данных по противодействию терроризму. Доступ к нему имеют иностранные спецслужбы и контртеррористические структуры международных организаций, а также российские спецслужбы и правоохранительные органы.