Эта история произошла в 80-х годах прошлого столетия.
Прокуратура РСФСР расследовала дело о взятничестве в системе высшего образования. Фигурантом одного из дел являлся директор Курсов повышения квалификации одного из Министерств - М. Он признался в передаче взятки работникам Министерства Высшего образования за устройство своего подопечного в один из ВУЗов. Получателем взятки, по показаниям М., был назван помощник заместителя Министерства Высшего образования. Его арестовали, но вины своей он не признавал. Он и стал моим подзащитным в этом деле.
В ходе расследования были допрошены работники Министерства Высшего образования. Никто из них в своих показаниях не дополнил ту информацию, которая уже была у следствия. Показания М. повисли в воздухе, объективно их было недостаточно для предъявления обвинения помощнику замминистра. В дальнейшем М. отказался от своих показаний, как в отношении себя, так и в отношении чиновника Министерства.
Расследование, тем не менее, продолжилось. На помощь следствию пришло еще одно событие: отец студента военного института подарил моему подзащитному хрустальную вазу, так как тот помог ему советом при переводе юноши из одного учебного заведение в другое.
Так у обвиняемого в деле появилось два эпизода передачи взятки. В таком виде дело поступило Московский городской суд.
Несмотря на явный изначальный оговор и то, что сам М. уже отказался от своих показаний, мой подзащитный был признан виновным по первому эпизоду и приговорен к 7 годам лишения свободы, но оправдан по эпизоду получения хрустальной вазы. Суд посчитал хрустальную вазу подарком. Тем более что человек, подаривший вазу, был генералом, которого, будь его вина признана, пришлось бы тоже привлекать к ответственности в качестве взяткодателя. Ни следствие, ни суд обвинить генерала не осмелились.
К счастью, приговор был отменен в кассационном порядке. Дело было возвращено в прокуратуру РСФСР и через месяц - прекращено за недостаточностью доказательств. Все обвинения с помощника замминистра Министерства Высшего образования были сняты.