На минском автозаводе запустили в действие несколько новейших покрасочных камер.
Теперь хорошо известные на просторах Союзного государства грузовики заиграют новыми цветами. Бордовым, зеленым, белым, в том числе с оттенком металлик. Новое оборудование позволяет применять более стойкие двухкомпонентные составы, благодаря чему срок службы лакокрасочного покрытия увеличивается втрое, до 10 лет. Кабины "МАЗов" перестанут неприятно удивлять ржавыми потеками. Несколько раньше перевели под крышу с открытой площадки сварку кузовов, что и их сделало более устойчивыми к коррозии. В ближайшей перспективе планируется продолжить совершенствование окрасочного процесса, в том числе ввести нанесение порошковых составов на рамы. Об этих локальных событиях, возможно, не стоило бы так подробно рассказывать, если бы они не стали своего рода символом кардинальных перемен, происходящих на МАЗе. Предприятие активно выходит на докризисный уровень производства. В прошлом году прирост производства составил 122 процента, экспорта - 263. В году нынешнем темпы не снижаются. Параллельно решаются многие социальные задачи коллектива. А программа развития на ближайшие пять лет предусматривает поднять производственные мощности до 31 тысячи единиц автотехники в год. Смелые планы подстегивает спрос. Как заверили на МАЗе, сегодня его склады пусты, а очередь на наиболее ходовые модели порой растягивается на 3-4 месяца. Как в старые добрые времена. Однако за ворота предприятия выходят уже совсем другие, более совершенные по своему техническому содержанию машины.
- Мы выпускаем продукцию более 4000 различных моделей и модификаций, - поясняет генеральный директор МАЗа Александр Боровский. - Наша цель - сделать автомобиль европейского качества, но по белорусской, более низкой цене.
С новинками, а их только в прошлом году появилось более 15, корреспондент "СОЮЗа" ознакомился на выставке техники, состоявшейся на днях на предприятии. Ждали высоких гостей из белорусского правительства. Но не с тем, чтобы похвалиться сделанным. Несмотря на очевидные успехи, руководство завода будущим озабочено. Так же, к слову, как и коллеги из ведущих родственных предприятий. Грядущее вступление России в ВТО откроет двери на рынок Союзного государства конкурентам как с запада, так и востока. Нужно предпринимать превентивные меры. С этим предложением члены АСМ-холдинга - руководители ведущих предприятий автомобильной промышленности России, обратились к премьер-министру Владимиру Путину. Их обеспокоенность разделяет и Александр Боровский.
- Нам нужно искать стратегического партнера, - кратко сформулировал он задачу.
В каких краях искать - понятно из расклада деловых контактов МАЗа. Основной поток продукции предприятия идет в Россию, оттуда поступают основные материалы и комплектующие. В свою очередь, и в России видят в МАЗе надежную опору в противостоянии с конкурентами. Недавно в адрес белорусского руководства поступили два обращения на этот счет. "Группа ГАЗ" предлагает взять МАЗ в свое оперативное управление. Госкорпорация "Ростехнологии", владеющая пакетом Камского автозавода и ряда родственных предприятий, выдвинула идею объединения путем обмена акциями. Хотя никаких решений на этот счет пока не принято, возможность слияния крупнейших на просторах бывшего СССР производителей тяжелых грузовиков уже начала обрастать всевозможными слухами и домыслами. Мол, кто кого поглотит, кто проиграет, а кто выиграет. Побывав на МАЗе, я попытался прояснить ситуацию.
- Поскольку стопроцентным собственником акций МАЗа является государство, соответственно, и решения принимать ему. Могу высказать лишь свою личную точку зрения, - делает важную оговорку Александр Боровский. - КАМАЗ имеет двигатель экологического стандарта Евро-4, выпускаемый по лицензии фирмы "Камминз", коробку перемены передач, мы - выходим на производство современных ведущих мостов. Кроме того, КАМАЗ имеет разветвленную сервисную систему. Это все важные аргументы для объединения усилий. Однако МАЗ никому не продается. Речь идет об обмене акциями, не более 48-49 процентов пакета. Если будет решение поработать в таких условиях - потом можно будет оценить результат. И если окажется невыгодно - "развестись". Сейчас все "за" и "против" анализирует специальная рабочая группа. Впереди - независимая оценка активов предприятий и другие процедуры, только после выполнения которых можно будет вести конкретные переговоры.
Фактически это же на днях подтвердил и премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович, заявив в Палате представителей Национального собрания, что Беларусь не намерена продавать МАЗ российскому КАМАЗу.
Тем не менее в условиях современного мира и процессов глобализации нужно использовать новые формы работы, не замыкаться в собственной скорлупе. Гораздо выгоднее, по его мнению, конкурировать и состязаться в рамках крупных корпораций.
- Мы говорим о создании консорциума (это обсуждается, пока решение не принято), а не о продаже МАЗа, - объяснил детали Михаил Мясникович. - Например, 49 процентов акций МАЗа передать в доверительное управление консорциуму. Такой же сбалансированный процент ожидается и со стороны КАМАЗа, других российских предприятий, чтобы делать общий бизнес как в рамках Таможенного союза, так и на рынках третьих стран, а не подставлять ножки друг другу.
Аналитики отмечают также такой момент, как присутствие на КАМАЗе знаменитого "Мерседеса". Пока его доля в пакете акций относительно невелика. Однако она будет возрастать. Вслед за капиталом придут прогрессивные технологии. Объединившись в холдинг с КАМАЗом, МАЗ, возможно, сможет найти к ним доступ. Чего не обеспечили ему переговоры с другими грантами европейского автопрома.
Как видим, поспешных решений никто принимать не намерен. Это значит, что будет тщательно проанализирован и взвешен весь капитал сотрудничества, накопленный за предыдущие десятилетия. В том числе и по союзным программам развития дизельного автомобилестроения, благодаря которым удалось восстановить прочные хозяйственные связи, объединявшие автозаводы Беларуси и России еще при СССР. Напомним, что под эгидой Союзного государства сообща с МАЗом работали и ярославский "Автодизель", и Минский моторный завод, и КАМАЗ, и Уральский автозавод. Важно, чтобы в новых условиях никто из них не оказался лишним.