Народный художник РФ Василий Нестеренко, действительный член Российской академии художеств, стал лауреатом премии ФСБ России. С ним встретился корреспондент "СОЮЗа".
- Василий, расскажите, как произошло присуждение вам премии ФСБ?
- Лауреатами конкурса ФСБ становятся авторы произведений, в которых на высоком художественном уровне созданы образы сотрудников органов безопасности, наиболее объективно отражена их деятельность.
Так, в номинации "Кино- и телефильмы" награду получили генпродюсер Игорь Угольников и режиссер Александр Котт за фильм "Брестская крепость". Я состою в комиссии по присуждению премии ФСБ с самого момента ее возрождения. Мое творчество знали. В 2004 году у меня была выставка в Манеже. Вторая выставка - там же в минувшем году. Я знаю не так много людей в стране, которые могут устроить персональную выставку в Манеже. Выставиться в Манеже - все равно, что слетать в космос.
После выставки в Манеже меня пригласили в комиссию по премиям ФСБ в качестве эксперта. За время существования премии я просмотрел творчество многих художников. Я видел, как рос интерес к премии среди художников, как торжественно проходит церемония награждения. Эта премия поддерживает искусство, связанное с обеспечением безопасности России.
- Как вы восприняли весть о присуждении премии?
- Я был крайне удивлен. Это стало для меня неожиданностью. Мне вручили премию за творчество, которое воспитывает патриотизм, направлено на прославление русской земли.
- У вас проходили выставки в администрации Президента РФ, в Доме Правительства...
- Не только там, но и в Академии ФСБ, сейчас проходит в Академии МВД. Очень много моих выставок проходило в российских городах - от Петрозаводска до Тюмени, а также в Киеве, Витебске. Сейчас проходит выставка в нашем посольстве во Франции под названием "Русская зима в Париже".
- Ради чего творят художники?
- Художники творят ради любви. Это не высокие слова. Когда творчество твое находит в зрителях отклик, понимаешь: то, что ты сделал, близко людям, то, что ты говоришь языком искусства, слышат люди, видят люди. Ради этого художник и живет.
Есть много примеров, когда художников не принимают, их жизни ломаются - так было с Брюлловым, два века был забыт Рембрандт. Когда видишь взаимопроникновение художника и мира, становится радостно.
- Кто ваш любимый художник?
- Иванов. Из его любви к России и к творчеству родилось великое полотно "Явление Христа народу". Среди западных художников идеалом для меня является Микеланджело.
- Вы возглавляли работу над убранством тронного зала в иерусалимской патриархии в честь 2000-летия Рождества Христова. Среди других художников расписывали храм Христа Спасителя. Расскажите об этой стороне вашего творчества?
- Мной выполнены росписи "Воскресение Христово", "Апостол Матфей", "Вход Господень в Иерусалим", "Крещение Господне", "Тайная вечеря", картины евангельского цикла для патриаршей трапезной. Храм расписывали в течение десяти лет. Нам выпало счастье вести творческий диалог с лучшими мастерами девятнадцатого века, храм Христа Спасителя по значимости сравним с собором Святого Петра в Риме.
- Вы делали несколько выставок в Беларуси. Как возникли контакты с белорусскими коллегами?
- Понятие России включает для меня Беларусь и Украину. Для каждого города я подбирал свои вещи, например, для выставки в Крыму я сделал картину "Отстоим Севастополь!". К Украине испытываю особые чувства, поскольку я родился в Павлограде Днепропетровской области, там мои корни.
Несколько лет назад ко мне обратился директор белорусского Национального музея Владимир Иванович Прокопцов в связи с открытием нового здания Национальной библиотеки. Я взял свои лучшие работы, и мы сделали выставку.
Затем в Здравнево, родовом имении Ильи Репина, проводились мероприятия, связанные с его памятью. Глава администрации Президента РФ Сергей Нарышкин подарил музею копии с картин художника, экспонирующихся в российских музеях. Через некоторое время мне как участнику российской делегации довелось передать музею от имени российской академии художеств копии с других работ Репина. Так завязались мои российско-белорусские контакты. И я начал осуществлять свой план по сближению братских республик - России, Беларуси и Украины.
В 2000 году по просьбе Иерусалимского патриарха Диодора я сделал Тронный зал в Иерусалимской патриархии. Перед моей росписью в предверии Рождества встретились президенты и патриархи православных государств. Тогда мне захотелось подарить Александру Григорьевичу Лукашенко картину. В Минске, когда мы встретились на моей выставке, я напомнил ему о незабываемых днях 2000-летия Рождества Спасителя в Вифлееме и Иерусалиме. И преподнес в подарок вид Русского монастыря на Афоне. Это тоже был объединительный момент для всех нас.
- Всем ли художникам дано заниматься духовной живописью?
- Духовная живопись с уходом Корина и Нестерова прекратила свое существование. Когда стали восстанавливать храмы, пришлось восстанавливать само понятие духовной живописи. Духовным может быть и портрет, и пейзаж. А это означает, что духовному искусству можно научиться. Любая духовная работа начинается с благословения священника. С благословения Алексия II, который очень любил Беларусь, я написал для Марфо-Мариинской обители, основанной Великой княгиней Елизаветой Федоровной, святой мученицей российской, два ее портрета.
- Как долго вы работаете над картинами?
- По-разному. Работы у меня много. Картина рождается как ребенок. И пока он не вберет в себя все необходимо, не успокоится. Работать стараюсь каждый день.
- Вы оказывались когда-нибудь на творческом перепутье?
- Нет, мне свойственно реалистическое направление. Если искусство имеет национальное своеобразие, то оно и интернационально. Если оно размыто, то смотришь на него как на дизайн.
- Над чем сейчас работаете?
- Сейчас работаю над циклом исторических работ, посвященных Смутному времени. Это 1612 год. И над циклом работ, посвященных победе России над Наполеоном.
- Какой вам жанр ближе?
- Историческая картина, портрет, икона, батальное полотно, пейзаж, натюрморт представлены в творчестве без иерархии: каждый из жанров для меня одинаково значим.
Фото: РИА Новости