Новости

11.03.2011 00:24
Рубрика: Общество

Молчи, грусть

Успеху в бизнесе способствует умение незрячих людей определять характер клиента по голосу

Говорят, когда природа лишает человека каких-то физических возможностей, она наделяет его иными, почти сверхъестественными способностями.

За примерами далеко ходить не нужно. Гомер, Мильтон, Рэй Чарльз, Ванга - все это слепые люди, оставившие в истории цивилизации очень заметный след. Способностью незрячих людей "слышать характер незнакомых людей" воспользовались в одной из московских компаний. Удаче в бизнесе здесь способствуют специальные методики, которые использует незрячий психолог Константин Балянин.

Здесь необычно все. От общительного недеспотичного начальства, до обезьянки Насти, скачущей по комнатным лианам, столам, работающим сотрудникам - для поддержания "корпоративного духа". У входа - трое часов с надписями: "Счастливые часов не наблюдают", "Время не ждет", "Секунда сутки бережет". Стеклянная установка для тараканьих бегов. А неподалеку на стене "справедливый" терминал учета рабочего времени: опоздал - удар током!

Эти смешные абсурдности приводят посетителя, как здесь выражаются, в состояние "расслабления и недоумения". Всё продумано: выпуклая карта метро, которая поможет найти нужную ветку, бюсты известных исторических личностей, с которыми слепые могут "познакомиться" тактильно, специальные компьютерные программы для работы и, простите, даже "чудо-унитаз" со специальной клавиатурой. "Светлый отдел" - это менеджеры по продажам, все сотрудники - незрячие, либо слабовидящие люди. Зашла. Приветливо встретили. Очень веселые. Творческие. Необычные. Например, психолог Константин Балянин имеет два высших образования - Институт психоанализа и Московский институт гештальта и психодрамы. В его ученом списке и аспирантура Института психологии РАН. Спрашиваю в лоб, разве можно стать успешным, если ничего не видишь?

- Есть методика "психологического резонанса", которая используется незрячими в бизнесе, - рассказывает Константин, - инновационная, в мире мало занимались психологией восприятия голоса. А человек по голосу своего собеседника практически полностью и достоверно восстанавливает его психологический портрет: эмоциональное состояние, личностные качества, более-менее внешность. Получая такую информацию о человеке, мы выработали систему оценки его голоса так, чтобы этим можно было управлять, например, в переговорах. У нашего голоса защиты нет, так как он управляется бессознательно, в отличие от выражения лица, к примеру. Обычно, все бизнес-методики основаны на физиогномике: мимике лица, жестах, позах. И психологами отработаны контр-методики - как защититься от того или иного позиционирования. А вот голосом защититься нельзя, потому что им нельзя управлять сознательно долго. И мы научили наших сотрудников использовать свой голос таким образом, чтобы формировать у заказчика необходимый эмоциональный образ себя. А так как люди общаются на уровне эмоций, а не на уровне словесной информации на 85 процентов, значит, используя голос, можно формировать чувство доверия к себе и к той информации, которую ты говоришь. Эта информация сразу идет "под корку", и человек принимает необходимое решение - в нашем случае - купить товар. Можно научиться считывать информацию с человека, видеть его сильные и слабые места. Рост эффективности работы сотрудников повысился в 30 раз.

Константин много и интересно рассказывает о нашем голосе. Например, определить агрессию, нежность, грусть можно даже в речи на незнакомом языке. Если энергия в голосе падает, значит, собеседнику не интересна тема.

Люди с дребезжащим и дрожащим голосом очень часто бывают скандальными, склочными. А если человек волнуется, он запинается, делает паузы. В криминалистике с помощью структуры голоса почти в ста процентах случаев можно определить возраст вплоть до года.

- Какие трудности возникают у незрячих сотрудников в работе?

- Незрячий человек может работать на компьютере, но он не видит графики и не описывает картинки. А товарный знак - это нарисованная эмблемка, поэтому самая основная информация в работе наших экспертов оставалась невостребованной. Подумали и наняли слабослышащих девушек: они не отвлекаются на посторонние шумы и у них большая скорость печати.

- Есть стереотип, что у незрячих улучшается слух?

- Скорее улучшается эмпатия - чувствование человека. Объяснение этому очень простое: незрячему человеку на улице приходится прислушиваться к каждому звуку, приходится учиться "считывать информацию" с прохожих по малейшему нюансу - по дыханию, по настрою, ради собственной безопасности, поэтому развивается скорее не слух, а социальный интеллект - понимание другого человека.

- Какие сложности возникают на улице? Хорошо ли адаптирована Москва для незрячих?

- Сложностей очень много. В первую очередь, проблемы передвижения. Город совсем не адаптирован для нас, он опасный, неудобный. Раньше было как: подъезжает автобус, незрячий человек заходит в дверь, которая ему удобна. Если у него собака-поводырь, то он заходит в заднюю дверь автобуса, где большая площадка, мало сидений. А сейчас поставили турникеты. Ни один водитель заднюю дверь не открывает. Как-то зашел в переднюю дверь, все начали орать, толкаться. Пока весь этот автобус пройдешь до следующей двери или безопасного места, столько услышишь в свой адрес, что мало не покажется.

Человек преодолевает эти трудности, но чего ему это стоит.

- Костя, мы очень много говорили об эмоциях и слуховом восприятии. Какую музыку вы любите слушать? От какой заряжаетесь энергией и таким настроением и оптимизмом?

- Люблю слушать ту, которая нравится именно в данный момент. Хотя слушаю в основном зарубежную, чтобы не понимать, о чем поют, а слушать музыку, ритм, оригинальность. Когда хочу взбодриться, могу послушать тяжелый рок, для успокоения слушаю классику. Работа связана с очень большим расходом эмоций, энергии, мне их надо восстанавливать, а чтобы быстро восстановить, приятно послушать какую-нибудь мелодию, впитать то, что автор пытался туда вложить, а потом запустить "свою машину" и двигаться дальше.

Общество Ежедневник Образ жизни