Заседания коллегии столичного стройкомплекса, на повестку дня которой в конце прошлой недели были вынесены итоги работы в 2010 году и задачи на 2011-й, ждали многие. Строители (а их в городе миллион!), которые хотят быть уверенными в том, что и при новой власти у них будет работа, а значит, и зарплата, и возможность кормить семью. И просто москвичи, жизнь которых тоже во многом связана со строительной политикой города. Ну разве может не волновать людей судьба, например, тех же оставшихся "хрущоб": продолжит столица их снос или жить теперь в них до тех пор, пока сами не рухнут?
На большинство из этих вопросов постарался ответить в своем выступлении мэр Москвы Сергей Собянин. Начал его он несколько неожиданно - с того, чего Москва строить больше не будет. "Нами принято решение практически запретить новое строительство в историческом центре города". И пояснил, что возможности экстенсивного развития Москвы исчерпаны. Плотность ее застройки и без того в два-три раза превышает многие другие столицы мира.
Замечу: пытались остановить нашествие на центр и прежние городские власти. По крайней мере, решения о прекращении сооружения там торговых и офисных центров принимались. Но касались они лишь будущих строек. Сергей Собянин же сделал решительный практический шаг: он пошел на расторжение 50 уже заключенных контрактов, или каждого пятого. "Дело в том, что многие из них были заключены со спекулятивными целями и их реализация еще больше осложнила бы и без того сложную транспортную ситуацию в центре города", - объяснил он такую категоричную меру участникам коллегии. - К тому же 40 миллионов квадратных метров недвижимости, сооружение которых предполагалось этими контрактами, центр Москвы просто не вместит".
Начатые же стройки, сказал он, в течение трех ближайших лет должны быть завершены. Причем некоторые из них по договоренности с городом могут быть перепрофилированы: из торгово-офисных центров в жилые дома, апартаменты и гостиницы, в которых наиболее нуждается столица.
"Но это отнюдь не означает, что мы собираемся сворачивать строительную деятельность, - внес ясность мэр. - Наоборот, построить предстоит немало". Но теперь перед строителями стоит новая задача - сосредоточиться на устранении накопившихся в столице дисбалансов и качественном улучшении городской среды. В том же центре, например, главное внимание будет уделено комплексному благоустройству: ремонту фасадов, озеленению, организации парковок, созданию условий для беспрепятственного передвижения общественного транспорта.
Что же касается строительства за пределами исторического центра города, массовая застройка продолжится лишь в районах, имеющих развитое транспортное сообщение и достаточное количество рабочих мест для населения, которое в них проживает: "Микрорайоны, в которых населению негде будет работать, строиться не будут", - подчеркнул мэр.
На необходимость сохранения рабочих мест и налогооблагаемой базы он обратил внимание и при реорганизации промышленных зон. Они занимают 27 тысяч гектаров, или почти четвертую часть территории Москвы, в то время как промышленности во многих местах давно уже не осталось. Поэтому освобождающиеся земли нужно использовать более рационально.
Далее градоначальник подтвердил ранее названные им приоритеты в развитии города. Дорожное и транспортное строительство, на которое в этом году столица потратит 60 процентов своего бюджета. Развитие коммунальной инфраструктуры, которой в последние годы уделялось очень мало внимания, из-за чего сейчас, как сообщил заммэра по строительству Марат Хуснуллин, город не может подключить к энергоснабжению 100 уже готовых новостроек, построенных по его заказу, и 300 коммерческих объектов.
Продолжится и жилищное строительство - в объемах не меньших, чем в 2010 году, и снос тех же пятиэтажек первых индустриальных серий. По-прежнему будет прирастать социальная сфера - за счет сооружения новых детских садов, школ, больниц, поликлиник. Откуда на все деньги возьмутся? Из бюджета города на адресную инвестиционную программу запланировано выделить 360 миллиардов рублей вместо 206 миллиардов в прошлом году.
Но, понимая, что бюджет не резиновый, Сергей Собянин в качестве еще одной важнейшей задачи назвал устранение административных барьеров, которые мешают сейчас привлечению в Москву солидных компаний, готовых вкладывать деньги не только в торговые и офисные центры с их быстрой окупаемостью, но и в ту же транспортную инфраструктуру, строительство метрополитена, гостиниц, объектов спорта и досуга. Для этого он призвал освободить инвесторов от сбора ненужных документов, а градостроительный план сделать максимально конкретным документом, чтобы, получив его, фирма могла выйти на площадку. Причем за разработку документов никакой платы с инвесторов взиматься не должно.
В ответ на это Марат Хуснуллин пообещал уже в течение этого года сократить согласования для инвесторов, которые сейчас можно получить не раньше, чем за 330 дней, как минимум, вдвое.
Присутствовавшие инвесторы согласились: на таких условиях желающих вкладывать в российскую столицу найдется немало. "У российских банков переликвид, некуда девать деньги, - говорил, в частности, президент одной из крупных строительных корпораций Леонид Казинец. - Но для этого город должен быть не столько активным донором, сколько активным регулятором инвестиционных процессов, защитником интересов инвестора, если он находится в контексте того, что нужно городу". И продолжил: "Я, например, готов взять по центру на себя огромное количество подземных паркингов. Это неправильная идея, что это невыгодно. В центре живут обеспеченные люди, которые готовы платить и покупать эти места. Главное, чтобы получить возможность построить эти паркинги и использовать их, чтобы все машины ушли под землю".
Сергей Собянин, в свою очередь, потребовал покончить с широко распространенной в Москве практикой предоставления в аренду за бесценок земли на 49 лет. "По сути, это бессрочная выдача земли с последующей спекуляцией этим ресурсом", - заявил он. По его словам, срок аренды должен быть достаточным для реализации любого проекта, но составлять не более 5-6 лет. Причем размер арендной платы должен компенсировать возрастание на городскую инфраструктуру и стимулировать скорейшее завершение строительства.