Готовимся к ЕГЭ. Занятие 26. Обособление распространенных приложений и дополнений

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Речь пойдёт об обособлении распространённых приложений и дополнений.

Урок 26. Обособление распространённых приложений; в том числе при помощи союза как с оттенком причинности, слов по имени, по фамилии, по прозвищу, родом. Учимся создавать высказывания. Обособление дополнений

I. Вспомним, что приложением называется определение, согласуемое с определяемым словом-предметом в падеже. Выражено приложение именем существительным и может быть как одиночным: дерево (какое?) дуб; так и распространённым зависимыми словами - членами предложения: Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого. (М. Горький)

Распространённые приложения, выраженные существительными с зависимыми словами, по сравнению с одиночными несут в речи гораздо большую смысловую нагрузку и на письме в связи с этим чаще обособляются.

Распространённое приложение обособляется с помощью:   

запятых тире факультативно тире обязательно

1. Если относится к определяемому слову - нарицательному или собственному существительному - и стоит после него:
1) В палату к больному меня впустила нянечка, добродушная старушка.
2) Пушкин, великий русский писатель, стал основоположником критического реализма.

 2. Если относится к определяемому слову, чаще собственному существительному, стоит до него и имеет обстоятельственное значение, тяготеющее к деепричастному обороту со словом будучи:
Великий русский писатель, Пушкин стал основоположником критического реализма.

3. Если относится к определяемому слову - личному местоимению, независимо от местоположения:
Философ ранний, ты бежишь пиров и наслаждений жизни. (А. Пушкин)
Ты, философ ранний, бежишь пиров и наслаждений жизни.

В тех же случаях вместо запятых:
1) В палату к больному меня впустила нянечка - добродушная старушка.
2) Пушкин - великий русский писатель - стал основоположником критического реализма.
3) Великий русский писатель - Пушкин стал основоположником критического реализма.
4) Философ ранний - ты бежишь пиров и наслаждений жизни.
1. Если приложение даёт разъяснение значению определяемого слова (в этом случае перед приложением можно вставить слова а именно), например:
Рядом помещалась каморка - хранилище каталогов. (Д. Гранин).

2. Если приложение носит пояснительный характер и стоит в середине предложения, оно выделяется тире с двух сторон:
Какая-то ненатуральная зелень - творение скучных беспрерывных дождей - покрывала жидкою сетью поля и нивы… (Н. Гоголь)
Второе тире опускается, если распространённое приложение стоит до определяемого слова:
Главный персонаж пьесы - молодая женщина из провинции приехала в столицу.

3. Если приложение необходимо отделить от других членов предложения, в свою очередь выделяемых запятыми, например однородных членов:
На улице гуляли мать с сыном - маленьким кудрявым мальчиком, а также Миша и Юра.


Обоснование обособления (в порядке следования пунктов).

1. Распространённое приложение после определяемого существительного всегда носит уточняющий характер добавочного сообщения и приближается к придаточному предложению внутри основного высказывания, сравните:

1) В палату к больному меня впустила нянечка, которая была добродушной старушкой.

2) Пушкин, который был великим русским писателем, стал основоположником критического реализма.

2. Стоящее до определяемого слова распространённое приложение имеет обстоятельственное значение и тяготеет к деепричастному обороту только в том случае, если этого хочет автор высказывания: в устной речи при этом на месте обособления будет логическая пауза, а в письменной - знаки препинания.

Сравните, исходя из интонации фразы, синонимичное предложение без обособления: Великий русский писатель Пушкин стал основоположником критического реализма.

3. Обособление приложений, относящихся к определяемому слову - личному местоимению, вытекает из морфологии местоимений (см. предыдущее занятие).

Примечание. В состав распространённого приложения может в свою очередь входить обособленное распространённое определение - прилагательное с зависимыми словами или причастный оборот. Если распространённое приложение выделяется при помощи тире, а распространённое определение внутри приложения - запятыми, то при закрытии двух оборотов встретятся два знака - запятая и тире, например:

Приветливая хозяйка - крупная красивая женщина, одетая в яркий ситцевый халат, - открыла дверь дома.

Одиночные и распространённые приложения могут присоединяться к определяемому слову с помощью союза как и слов по имени, по фамилии, по прозвищу, родом. Наибольшую сложность представляют обороты с союзом как.

Обороты с союзом как обособляются Обороты с союзом как не обособляются
1. Если имеют причинное значение (их можно заменить придаточным предложением причины с союзом потому что):
Мать, как настоящая русская женщина, привыкла справляться с трудностями.
Ср.: Мать (почему?, по какой причине?), потому что была настоящей русской женщиной, привыкла справляться с трудностями.

 1. Если союз как характеризует определяемое слово с какой-либо одной стороны, например:
Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу. (К. Федин)

 

2. Если оборот имеет значение "в качестве". В этом случае он зависит от глагола-сказуемого и становится не приложением, а дополнением:
Мой брат сейчас на предприятии работает (кем? как кто?) как стажёр.
Такие обороты-дополнения можно заменить либо существительным-дополнением в творительном падеже: работает (кем?) стажёром; либо оборотом со словом в качестве: работает в качестве стажёра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание. Прочитайте два предложения и объясните пунктуацию, учитывая порядок слов:

1) Пушкин, как великий писатель, известен всему миру.

2) Пушкин известен всему миру как великий писатель.

Приложения, присоединяемые к определяемому слову с помощью слов по имени, по фамилии, по прозвищу, родом, обособляются факультативно в том случае, если оборотам с этими словами придаётся в речи характер добавочного сообщения-уточнения, что ведёт к их логическому и интонационному выделению.

Задание. Прочитайте парные предложения с обособленными и необособленными распространёнными приложениями. Что хотят подчеркнуть авторы предложений с обособлением?

1) Хозяин мастерской был немец, по фамилии Фёрстер. (Н. Островский)
Хозяин мастерской был немец по фамилии Фёрстер.

2) Собачонка, по прозвищу Черныш, спала около дома прямо на снегу.
Собачонка по прозвищу Черныш спала около дома прямо на снегу.

3) Мой друг, родом с Урала, решил в каникулы поехать к себе на родину.
Мой друг родом с Урала решил в каникулы поехать к себе на родину.

Задание. Прочитайте предложения. Найдите распространённые определения и определяемые слова. Затем замените распространённое определение распространённым приложением. Сопоставьте оттенки высказываний.

О б р а з е ц: Отец, родившийся в Перми, хорошо знает свой родной город. Отец, уроженец Перми, хорошо знает свой родной город.

1. Участвующие в соревнованиях спортсмены появились на стадионе. 2. Офицер, командующий батальоном, был ранен в последнем бою. 3. Работающие на заводе молодые рабочие добились высоких результатов.

II. Обособление дополнений.

Вспомните:

а) какой второстепенный член называется дополнением и какими частями речи может быть выражен;

б) к какому главному члену предложения относится дополнение и какой между ними вид синтаксической связи;

в) какие дополнения называются прямыми, какие косвенными
(все ответы в предыдущих занятиях).

Вспомним, что при прямом порядке слов дополнение занимает положение после глагола-сказуемого: (собака) укусила мужчину.

Как и все второстепенные члены, дополнения бывают одиночные и распространённые.

Дополнения, выраженные именами существительными, могут присоединяться к главному слову (чаще всего глаголу-сказуемому) с помощью производных предлогов несмотря на, невзирая на, начиная с, исходя из, исключая, включая, благодаря, согласно, вопреки, ввиду, вследствие, по причине, по случаю, за неимением, в силу, кроме, за исключением, помимо, в связи с, вместо, наряду с и др. В этом случае дополнения, особенно распространённые, интонационно выделяются в речи, а на письме способны обособляться.

1. Обязательно обособляются в любом месте предложения дополнения с предлогами несмотря на, невзирая на, образовавшимися от деепричастий, поскольку тяготеют к деепричастным оборотам, например:

Несмотря на разницу характеров, братья крепко любили друг друга.

Братья, несмотря на разницу характеров, крепко любили друг друга.

Братья крепко любили друг друга, несмотря на разницу характеров.

2. Дополнения с остальными предлогами обособляются факультативно. Как правило, дополнения с этими предлогами обособляются, если находятся в середине предложения и занимают место непосредственно перед глаголом-сказуемым, то есть при обратном порядке слов. Тогда весь оборот имеет значение уточнения с особой смысловой нагрузкой, например:

1) Стоянка наша в бухте Камранг, вопреки ожиданиям многих, затянулась. (А. Новиков-Прибой)

2) Всю неделю, начиная с понедельника, светило солнце.

3. Дополнения, как правило, не обособляются, если стоят в начале или в конце предложения. В начале предложения они служат распространителем всего высказывания (детерминантом), а в конце занимают своё обычное место после сказуемого и лишаются особой смысловой нагрузки, например (следите за интонацией):

1) Начиная примерно с 1797 года старость Державина овеяна любовными помыслами и исканиями. (В. Ходасевич)

2) Врач поставил диагноз исходя из состояния больного.

Задание. Прочитайте предложение с распространённым дополнением.

В комнате, кроме небольшого столика с зеркалом, не стояло никакой другой мебели.

Ответьте на вопросы.

1. Какое это предложение по характеру грамматической основы?

2. В состав какого главного члена входит распространённое дополнение?

3. Какой частью речи выражено основное дополнение?

4. Каким предлогом оно присоединяется?

5. Какие зависимые слова - члены предложения входят в состав распространённого дополнения?

6. Прямой или обратный в предложении порядок слов?

4. Обороты с союзом кроме обособляются, если имеют значение исключения из общего контекста предложения (предлог кроме синонимичен предлогу за исключением). Пример - предложение из задания. (Ср.: В комнате, за исключением небольшого столика с зеркалом, не стояло никакой другой мебели. - В комнате стоял только небольшой столик с зеркалом, а никакой другой мебели не было.)

Те же обороты не обособляются, если имеют значение включения в общий контекст предложения (здесь предлог кроме синонимичен предлогу наряду), например:

Кроме небольшого столика с зеркалом в комнате стояла кровать. = Наряду с небольшим столиком с зеркалом, в комнате стояла кровать. В комнате стояли и столик с зеркалом, и кровать.

Поскольку обособление дополнений в основном факультативно, нужно внимательно следить за интонацией учителя при диктовке, а при выполнении упражнений учитывать порядок слов.