Уже в ближайшие несколько лет в российской гражданской авиации может сложиться катастрофическая ситуация с нехваткой пилотов. Данная проблема с завидным постоянством поднимается чиновниками разных уровней уже не первый год.
На практике же, по словам аналитиков, сегодня в стране фактически осталось лишь два учебных заведения, готовящих пилотов, - Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков и Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. При этом, по свидетельству работников отрасли, квалификация молодых летчиков сегодня едва ли в полной мере отвечает современным требованиям.
Впервые о нехватке кадров в гражданской авиации в минтрансе начали говорить еще в 2006 году. Еще тогда, по подсчетам чиновников, ежегодная потребность отрасли в молодых специалистах составляла порядка 400 пилотов. В реальности же - в те времена училища выпускали лишь 50-60 пилотов. За последние пять лет, с учетом увеличения объема авиаперевозок, проблема только усугубилась. Сегодня российским авиакомпаниям необходимо как минимум 800 новых пилотов. Количество выпускников за это время хотя и увеличилось до 300, но по-прежнему является недостаточным. Аналитики отмечают, что при сохранении данной тенденции, уже к 2015 году управлять воздушными судами в России будет просто некому.
Решить эту проблему призван новый проект авиакомпании "Аэрофлот", заявившей на днях об открытии Авиационной школы. "Основной принцип проекта - эффективное партнерство бизнеса и государства в решении задач, имеющих общенациональное значение, - заявил гендиректор компании Виталий Савельев. - Мы первые из российских авиакомпаний пошли на создание такого учебного заведения, подтвердив свой статус национального перевозчика, задающего тон работе всей российской воздушной отрасли". Причем практическая реализация данного проекта принесет пользу не только самому "Аэрофлоту". Предполагается, что курсанты, поступившие на обучение, заключат с авиакомпанией договор, по которому обязуются трудоустроиться в "Аэрофлот" дабы впоследствии возвратить компании средства, потраченные на обучение. Предполагаемые затраты на обучение составят 27 тысяч долларов, которые будущий пилот будет возвращать "Аэрофлоту" в течение пяти лет: по 450 долларов в месяц при средней зарплате в 5 тысяч долларов. Причем если реализация проекта пойдет успешно, с 2013 года Школа будет готовить пилотов и для сторонних организаций.
На сегодняшний день, по словам руководства компании, в Школе уже идет набор курсантов, и первая группа из 16 человек приступит к обучению уже в ближайшие дни. Предполагается, что в дальнейшем набор новичков будет осуществляться ежеквартально, таким образом, Школа будет выпускать 160 пилотов в год. Стать студентом может молодой человек не старше 35 лет, имеющий высшее авиационно-техническое или техническое образование. Одна из особенностей Школы заключается в том, что курсантов будут сразу готовить для работы на определенном типе самолета: на сегодняшний день - это А320, в будущем планируется также обучать пилотов и для работы на Boeing B737 и Sukhoi Superjet 100. Программа обучения включает в себя два этапа: первый курсанты будут проходить в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации, по окончании которого получат свидетельство частного пилота (Private Pilot Licence, PPL). Второй, собственно, обучение на контрактной основе, по итогам которого курсанты получают свидетельство коммерческого пилота (Multi-Crew Pilot Licence, MPL) и сертификат о подготовке пилота на самолете А320.
Важно отметить, что в Авиационной школе "Аэрофлота" предполагается готовить не только собственно пилотов - в школе можно будет пройти обучение по 120 авиационным специальностям. Речь, в частности, идет о начальной подготовке бортпроводников и специалистов наземных служб.