До конца года авиапарк Военно-воздушных сил пополнится несколькими десятками самолетов и вертолетов.
Хотя в арсенал ВВС с заводов идет и новая техника, в данном случае речь - об уже находящихся в эксплуатации бортах.
Согласно директиве начальника Генштаба Николая Макарова, 1 апреля авиационному главкомату официально переподчинят летные подразделения видов и родов Вооруженных сил. Вместе с самолетами и вертолетами поменяют штатную "прописку" их экипажи, инженерно-технический состав и наземные службы.
В минобороны утверждают, что реорганизация связана с сокращением в армии управленческих звеньев и дублирующих структур. Дело в том, что любой, даже самый маленький, авиагарнизон - это не только взлетно-посадочная полоса и приписанные к ней машины. Для эксплуатации даже одного самолета требуется большая команда специалистов - пилоты, техники, группа руководства полетами, связисты, метеорологи, офицеры и солдаты аэродромно-технических служб. Держать на каждой "точке" такую массу людей накладно и не всегда эффективно.
Но даже не это главное. Сейчас в Вооруженных силах идет оптимизация аэродромной сети. В Генштабе пришли к выводу, что авиатехнику и личный состав надо сконцентрировать на нескольких авиабазах и подчинить единому руководству. В военных округах - командующему, в частях центрального подчинения - профильному главкому. Что же касается перевозок в интересах видов и родов войск, они, конечно, останутся. Но будут осуществляться по заявкам соответствующего начальства.
Что за техника достанется Военно-воздушным силам? Из РВСН им передадут более 80 самолетов и вертолетов. В частности, транспортные Ан-26, Ан-72 и винтокрылые Ми-8. Это так называемые борты командующего, машины для перелета инспекторских групп, дежурных смен и доставки в ракетные гарнизоны вооружения и грузов. Кроме того, в парк ВВС включат авиацию, с помощью которой стратегическое начальство контролирует маскировку пунктов управления РВСН и пусковых установок на полевых позициях. В профильные арсеналы также перейдут борты, охраняющие и сопровождающие колонны подвижных ракетных комплексов на маршрутах боевого патрулирования. Эти задачи с летных экипажей никто не снимет. Но выполнять их пилоты уже будут в составе ВВС.
С авиацией Военно-морского флота ситуация иная. Все винты и крылья у ВМФ не заберут. Летные части, напрямую связанные с боеспособностью флотских группировок, сохранят свой прежний статус. Это в первую очередь относится к подразделениям противолодочных самолетов Ил-38 и Ту-142, а также гидросамолетов Бе-12. В Генштабе не увидели смысла переподчинять ВВС, базирующийся на крейсере "Адмирал Кузнецов", корабельный авиаполк истребителей Су-33. То же касается штатных экипажей корабельных вертолетов Ка-27. А вот транспортникам, пилотам базирующихся на прибрежных аэродромах самолетов Су-27 и МиГ-31, экипажам дальних морских разведчиков Ту-22, судя по всему, придется сменить черную флотскую форму на традиционные синие мундиры ВВС.
Вертолетную авиацию Сухопутных войск и крылатую технику ВДВ передали Военно-воздушным силам раньше. По мнению главного десантника страны Владимира Шаманова, это больно ударило по мобильности "голубых беретов". Командующий давно пытается убедить армейское руководство в ошибочности такого шага.
Вернется ли все на круги своя, как это было с попыткой преобразования десантных дивизий в бригады, пока сказать трудно. Однако известно, что Главное оперативное управление Генштаба прорабатывало возможность сформировать в одной из десантно-штурмовых дивизий отдельного вертолетного полка.