Новости

15.03.2011 00:45
Рубрика: Экономика

Отель на четыре с плюсом

Пока в России намного выгоднее строить дорогие гостиницы, чем дешевые

Москва шестой год подряд становится городом с самой высокой в мире стоимостью проживания в отелях. Об этом говорится в исследовании британской компании Hogg Robinson Group (HRG). Исследователи отмечают, что, несмотря на то что цены в отелях российской столицы снизились в 2009 году на 12%, по итогам 2010-го она вновь оказалась "на высоте".

Гостиничный рынок Москвы постепенно выходит из кризиса. По данным других аналитиков - компании NAI Becar, в 2010 году в столице было открыто шесть отелей, что на 45% больше, чем годом ранее. В нынешнем, по прогнозам, откроется еще 17 отелей на 3,7 тысячи номеров с общим объемом инвестиций $740 млн. Цены размещения сохраняются на уровне 2009 года. При этом все открытые в прошлом году отели относятся к категории 4-5 звезд, причем 83% - это отели высшего ценового уровня. Открытие единственного трехзвездочного отеля под брендом "Азимут" перенесено на 2011 год.

Такую тенденцию эксперты объясняют тем, что в 2010 году открывались те гостиницы, которые были заявлены до кризиса, когда все девелоперы стремились строить дорогие отели, не желая связываться с нижним сегментом рынка. В течение только 2010 года Москва не раз заявляла о планах строительства в ближайшие 3-4 года новых отелей экономкласса. Тем не менее строительство откладывалось. По оценкам экспертов, дефицит гостиниц категории 3 звезды составлял на начало 2011 года около 35 тысяч номеров, а отелей более высокой категории - 10-12 тысяч номеров.

Несмотря на рост средней загрузки отелей (64% для отелей среднеценового сегмента, 67% для отелей категории 4-5 звезд), в 2010 году цены размещения практически не изменились. Средняя стоимость номера в категории 3 звезды составила 6500 руб. в сутки, а 4-5 звезд - 10 700 руб.

Что касается российских регионов, то, по мнению экспертов, в целом они сильно отстают от двух столиц по строительству объектов размещения во всех ценовых категориях. То есть рынок гостиничного хозяйства развивается крайне неравномерно, не всегда учитывая потребности региона.

Вместе с тем общее развитие гостиничного рынка в России имеет свои отличительные национальные особенности. Уже не первый год наблюдается активное строительство отелей высокого класса 4-5 звезд, причем не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в других российских городах. И это несмотря на то, что в России грядут большие мероприятия, требующие достаточного размещения в отелях экономкласса: Универсиада-2013, Олимпиада-2014 и Чемпионат мира по футболу 2018 года.

Как рассказывает Геннадий Ламшин, президент Российской гостиничной ассоциации, срок окупаемости отелей высокой категории меньше в 1,5 раза, и пока это так, прежде всего будут развиваться отели высокого класса. Кроме того, президент гостиничной ассоциации замечает, что кризис в гостиничном бизнесе не закончился, и поэтому строить дешевые гостиницы не только в столице, но и в регионах бизнесменам невыгодно. С мнением Геннадия Ламшина согласна и Марина Смирнова, старший вице-президент компании Jones Lang LaSalle.

- Российский гостиничный рынок еще недостаточно развит, поэтому строительство трехзвездочного отеля увеличивает сроки его окупаемости, что и останавливает предпринимателей. Вместе с тем спрос на недорогое размещение у туристов есть, но "входной билет" для бизнеса на гостиничный рынок регионов дорогой (оформление земли, коммуникации, коммунальные платежи и т.д.). Как следствие - цена номера в отеле получается неадекватной условиям. В результате турист получает диспропорцию между ценой и качеством.

Нехватка гостиниц в городах, богатых историческими памятниками и событиями, приводит к тому, что в сезон немногочисленные средства размещения при отсутствии конкуренции диктуют свои цены, не соответствующие ни уровню обслуживания, ни качеству объекта, ни общему его расположению.

Яркий пример - город Муром во Владимирской области. Три городские гостиницы, предлагающие самые примитивные условия проживания, хотят получить с постояльцев в среднем 2,5 тысячи рублей в сутки. Единственный отель города, который, отбросив условности, можно назвать современным, - "Муромская усадьба". Расположен он на небольшом участке земли, зажатом между частными домиками разного уровня. С туриста отель берет от 5,5 тысячи рублей за номер, то есть в два раза больше, чем гостиница в сельской местности во Франции.

По словам Марины Смирновой, в России прежде всего получают развитие гостиницы, ориентированные на деловых туристов, именно в этом сегменте сформировался наибольший спрос. Несмотря на то что рынок делового туризма во времена экономического кризиса испытал самый большой удар. То есть в первую очередь были сокращены расходы на этот вид поездок. В прошлом году он довольно быстро восстанавливался, и, по данным из различных источников, прирост составил 10-20%.

Также с успехом строятся многофункциональные туристические комплексы, особенно в регионах, где создается благоприятная инвестиционная обстановка и с помощью государственных средств развивается инфраструктура.

Как отмечает Марина Смирнова, несмотря на то что массовый российский гостиничный рынок можно характеризовать как молодой, в столицах и во многих регионах развиваются экономичные международные гостиничные цепочки. Так, примером успешного развития гостиничной сети можно назвать трехзвездочную цепочку гостиниц "Ибис". Стандартные гостиницы этой цепочки построены не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Омске, Казани и других городах.

В то же время, по данным экспертов рынка, для нашей страны характерно еще одно направление развития гостиничного бизнеса, "чисто российское", которое нельзя назвать популярным в других развитых странах. Это строительство туристических комплексов как самовыражение. "Игрушка" вне бизнеса, так характеризуют его аналитики.

Как правило, такие комплексы строят предприниматели, которые имеют доходы от другого вида бизнеса, а строительство гостиничного комплекса затевают "для души". И хотя срок окупаемости таких проектов может быть довольно большим, а зачастую проекты убыточны, подобных бизнесменов-энтузиастов меньше не становится.

Небольшой пример: туркомплекс "Кленовая роща" неподалеку от города Спасска Пензенской области. Строительство владелец начал с небольших коттеджей на берегу водоема на собственной земле для себя и друзей. В результате сегодня к базе отдыха проложена прекрасная дорога, построен гостиничный комплекс (оформленный в виде корабля), оборудованы площадки для активного отдыха и водных развлечений, охота, рыбалка, построен ресторан, прославившийся рыбными блюдами. В планах владельца строительство спа-комплекса в виде подводной лодки. И таких комплексов, возведенных энтузиастами, по всей России наберется немало.

Экономика Недвижимость