Группа российских медиков получила госнаграду за разработку методов диагностики и лечения шокового легкого

Группа медиков Москвы, Санкт-Петербурга и Новокузнецка стала лауреатами премии правительства России за разработку и внедрение в практику методов диагностики и лечения шокового легкого.

Шоковое легкое - по научному острый респираторный дистресс-синдром (ОРДС). Так его называют потому, что при некоторых состояниях этот орган утрачивают способность обеспечивать организм кислородом. Возникает угрожающее жизни кислородное голодание.

Почти каламбур: все живое живет, пока дышит. Легкие, функция дыхания - главное, непременное условие жизни. Увы, очень часто оно грубо нарушается. Причины? Множественная травма, кровопотеря, острое отравление, сепсис, тяжелая пневмония, грипп, другие тяжелые инфекционные болезни, бронхит, осложненные роды, некроз поджелудочной железы... Такой вот далеко не полный перечень большой беды. Очевидно, что это проблема междисциплинарная, из числа наиболее сложных в современной науке и практике. С ней имеют дело врачи разных специальностей. Медики всего мира работают над тем, чтобы шоковое легкое перестало быть смертельно опасным.

Главная трудность здесь - своевременная диагностика. Дело в том, что раннее повреждение легких выявить порой просто невозможно. Во всяком случае, так было до 2010 года. В США каждый год почти 80-100 тысяч человек умирает из-за шокового легкого. В России, к сожалению, нет статистики по данной проблеме. Хотя сама проблема очевидна. В период последней пандемии гриппа шоковое легкое стало основной причиной летальных исходов, особенно среди людей с избыточным весом, среди беременных .

 
Видео: Сергей Куксин

2010 год здесь назван не случайно. К этому времени наши ученые - за это они удостоены звания лауреатов - сумели выстроить прогноз возможного развития шокового легкого. Выяснилось, что главные факторы риска: генетическое предрасположение, природа заболевания, травмы и ранения. Совершенно разные патологии. Потому так важно - это редко бывает - удалось объединить усилия разных практических врачей и ученых, работающих в области фундаментальной медицины, в один, если так можно сказать, научно-практический коллектив.

С московскими представителями коллектива корреспондент "РГ" беседовал в стенах столичной клинической больницы имени Боткина. Этот крупнейший, старейший стационар России стал одной из главных баз и разработки, и практического применения новых подходов в борьбе с шоковым легким.

Владимир Яковлев, главный врач больницы имени Боткина, профессор: Проблемой шокового легкого мы, как и наши зарубежные коллеги, занимаемся 20 лет. И теперь в многопрофильном стационаре нам удалось внедрить оригинальные разработки в практику.

Виктор Мороз, директор НИИ общей реаниматологии РАМН, член-корреспондент РАМН: Современные высокие технологии позволили диагностировать шоковое легкое на самых ранних стадиях развития болезни. Тогда, когда ее еще можно эффективно лечить, когда можно не допустить развития необратимых изменений в организме.

Александр Чучалин, директор НИИ пульмонологии ФМБА, академик РАМН: Это принципиально важно: раннее выявление снизило смертность с 80 до 30 процентов и меньше.

Алексей Власенко, заведующий отделением реанимации больницы имени Боткина: Впервые был обоснован, разработан и внедрен в практику метод дифференцированной диагностики разных стадий болезни легкого. Это позволило проводить лечение в зависимости от стадии с использованием современных высоких технологий. Значительно улучшилось качество жизни пациентов. А главное, об этом сказал Александр Григорьевич, снизилась летальность.

Мороз: В коллективе, отмеченных высокой премией, не случайны представители Новокузнецка. Там филиал нашего института, который специализируется на оказании интенсивной помощи шахтерам, попавшим в критические состояния.

Чучалин: Наше исследование - первое в мире по диагностике и лечению шокового легкого у шахтеров.

Мороз: Состояние организма шахтеров отличается от состояния нашего с вами организма. Шахтеры работают под землей, где значительно повышены атмосферное давление и влажность. А во вдыхаемом ими воздухе содержится вся таблица Менделеева. Естественно, все общеизвестные болезни, травмы протекают у них иначе. Особенно шоковое легкое.

Владимир Алексеев, заместитель главного врача больницы имени Боткина, профессор: Впервые о шоковом легком было упомянуто в годы Первой мировой войны под термином "токсический отек легкого при отравлениях фосгеном и хлором". В последующем военным врачам приходилось сталкиваться с подобными ситуациями при отравлениях компонентами ракетного топлива. Пожарным - при отравлениях продуктами горения. После публикации наших работ для профилактики развития токсического отека легких стали использоваться предложенные нами ингаляционные гормональные препараты. Они включены в состав армейских наборов для оказания неотложной помощи. Резонно использовать их и в практике помощи при пожарах.

Российская газета: А знаменитый реанимобиль Боткинской для акушерско-гинекологической помощи? Он же оснащен оборудованием, которое позволяет бороться с шоковым легким?

Яковлев: Такой реанимобиль многие годы спасает женщин с различными осложнениями родов. А недавно в его оборудовании появился мобильный медицинский телевизионный центр. Значит, и во время движения, и на месте можно консультировать пациентку у самых опытных специалистов.

РГ: В последние годы появляются новые, высокоэффективные, но очень дорогие методы диагностики и лечения. Нередко они остаются не востребованными. По разным причинам.

Яковлев: В том числе потому, что не хватает специалистов, которые умеют этим богатством распоряжаться. Потому важно не только то, что нами предложены новые методики диагностики, лечения, но и то, что они внедряются в практику. Пока не в широкую. Но мы работаем над тем, чтобы эти методы стали понятны и доступны всем практическим врачам, чтобы шоковое легкое перестало быть шоком, приговором.