15.03.2011 00:44
    Поделиться

    Петр Щелищ: Государство само нередко действует в ущерб интересам потребителей

    Сегодня - Всемирный день прав потребителей. На самом деле для российских потребителей этот день далеко не праздничный. Как, впрочем, и в прошлом, и в позапрошлом году.

    Год назад руководители пяти общероссийских организаций, защищающих права потребителей, в обращении к высшим руководителям России выразили крайнюю озабоченность ситуацией на потребительском рынке и выразили готовность к диалогу с органами государственной власти о путях решения наиболее острых проблем потребителей. Отклика не последовало. А между тем ситуация продолжает ухудшаться, что выражается в быстром росте числа обращений в наши региональные организации: за последние 5 лет оно утроилось, достигнув примерно четырехсот тысяч.

    Быстро дорожают продовольствие, услуги ЖКХ и транспорта, что отнюдь не улучшает их качества. Продавцы непродовольственных товаров, исполнители работ и услуг стали чаще уклоняться от исполнения законных требований потребителей, в том числе и подкрепленных судебным решением. Государство не только недостаточно защищает экономические интересы потребителей, но и само нередко действует им в ущерб. Так, регулируемые им тарифы растут намного быстрее цен на нерегулируемом рынке, становясь ускорителем общего роста цен. Благое начинание вроде стимулирования энергосбережения оборачивается противозаконными угрозами резкого повышения тарифов гражданам, не установившим счетчики, при одновременном массовом неисполнении норм закона самими органами власти и управляющими компаниями. Фактически контролируя Сбербанк, государство не возражает против взимания им комиссии на оплату гражданами самых массовых услуг, обеспечивая ему десятки миллиардов рублей неосновательного обогащения и выводя из сферы конкуренции с другими банками.

    Надо менять мировоззрение нашей власти. И в основу этого нового мировоззрения положить принцип: потребитель всегда слабее продавца и потому нуждается в государственной защите от опасной продукции, завышения цен и прямого обмана с их стороны. На этом принципе основана современная потребительская политика в развитых странах. Увы, пока не в России.

    Поделиться