15.03.2011 13:07
    Поделиться

    Орловские предприниматели опасаются "переписи малого бизнеса"

    До завершения первого этапа "переписи малого бизнеса" осталось две недели. Однако до сих пор в органах статистики отметились далеко не все официально зарегистрированные индивидуальные предприниматели и владельцы фирм. Корреспондент "РГ" поучаствовал в акции вместе с одним из орловских бизнесменов, чтобы понять, чего опасаются коммерсанты и чем запрашиваемая у них информация важна для чиновников.

    Не знать о том, что в стране ведется сплошное статистическое наблюдение за малым бизнесом, наверное, нельзя. Информация проходит в прессе, принять участие в переписи предпринимателей призывают и городские власти. На официальном сайте мэрии работает специальный раздел, посвященный акции. Там можно узнать о ее условиях и скачать бланки для заполнения. О необходимости заглянуть к статистикам коммерсантам напоминают и в налоговых органах.

    Данные о количестве субъектов малого бизнеса придется скорректировать - многие юрлица уже не работают

    Еще в декабре-январе Орелстат разослал персональные бланки и инструкции всем ИП и малым предприятиям, зарегистрированным до 1 ноября 2010 года. В письма даже вложили пустой конверт с наклеенными почтовыми марками и логотипом акции. Подать сведения можно не только в офисе ведомства, но и почтой, в том числе электронной, что очень удобно, учитывая занятость бизнесменов.

    - Сплошное статистическое наблюдение проводится для получения полной и достоверной картины развития сектора малого и среднего бизнеса, - рассказала замруководителя Орелстата Марина Андреюк. - Полученные данные будут использованы исключительно в обобщенном виде без указания контактной информации и результатов деятельности конкретного юридического лица или предпринимателя, а также с учетом требований закона о защите персональных данных.

    Однако далеко не все коммерсанты верят, что их тайны будут храниться за "семью замками". К числу таких скептиков относится Владимир Клоков, имеющий статус ИП. По его словам, даже письменная гарантия в том, что представленные сведения не будут разглашены, не избавит его от предубеждения. Сказывается богатый опыт общения с разными госведомствами. Впрочем, ему бояться нечего, так как деятельности он не ведет. А вот его знакомые всерьез опасаются, что их секреты могут попасть "не в те руки".

    - Иногда даже "косвенные" данные могут навредить, - считает Владимир. - Один из моих знакомых, например, однажды попал в обнародованный "черный список" налоговой службы. Он задолжал государству более 100 тысяч рублей по налогам. Знающему человеку достаточно взять калькулятор, чтобы подсчитать минимальный оборот моего знакомого. А ведь и криминал умеет считать.

    Корреспондент "РГ" напросился в "напарники" к Владимиру Клокову, чтобы с ним посетить офис Орелстата и пройти процедуру переписи. Она несложна. Проще всего тем ИП, которые не работают. Им достаточно заполнить всего одну анкету, ответив на вопрос: "Осуществляли ли Вы предпринимательскую деятельность в 2010 году?" Если нет, опрос на этом заканчивается. У предпринимателя только возьмут, на всякий случай, контактные данные. К таким ИП относится и Владимир Клоков. В прошлом году он взял патент на ведение бизнеса, но дело не пошло.
     

    В Орелстате приятно поразило отсутствие очередей и вежливое общение со стороны работников. Такое встретишь не в каждом ведомстве. Правда, неиспользованный конверт и инструкции попросили вернуть, зато помогли заполнить анкету. Форма отчетности для ИП и юридических лиц своя. Первым предложат заполнить форму "№ 1-предприниматель", вторым - "№ МП-сп". Писать нужно только черной гелиевой ручкой и разборчиво, печатными буквами.

    Если ИП работает, ему придется ответить на ряд вопросов, причем без подсчетов и правдивости не обойтись. Статистики просят указать адреса регистрации и реального расположения, указать вид деятельности и примерный объем выручки за прошлый год, среднее число наемных работников. Еще необходимо назвать, если таковые имеются, "конкретные виды промышленной и сельскохозяйственной продукции и объемы производства", а также подсчитать долю выручки, полученной по индивидуальным заказам населения. Если ассортимент товаров в магазине широк, писать надо так: "розничная торговля преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия". Необходимо также указать затраты на приобретение или аренду оборудования, зданий или офисов, а также площадь последних. От перевозчиков потребуют оценить количество перевозимых грузов или пассажиров, а также дальность перевозок "за типичную неделю декабря 2010 года". А у строителей спросят, сколько "условных кирпичей" они уложили в прошлом году.

    В Орелстате подчеркивают, что участие в сплошном статистическом наблюдении обязательно, хотя это, похоже, понимают не все.

    - Нарушение порядка предоставления статистической информации, равно как предоставление недостоверных данных, влечет за собой ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - говорит Марина Андреюк. - Сумма штрафа за нарушение составляет три-пять тысяч рублей.

    Пока никого не штрафовали, потому что срок подачи отчетности истечет только 1 апреля. Затем начнется обработка и проверка собранных сведений. Вот тогда кого-то могут и наказать. Но пока даже о предварительных результатах наблюдения говорить рано. В Орелстате рассказали, что ситуация меняется каждый день. В районах к акции отнеслись более ответственно, чем в Орле и крупных райцентрах. Может, малый бизнес там честнее, а может, дело в степени опасения перед госорганами или в объемах бизнеса.

    Факт остается фактом - когда в Залегощенском районе перед статистиками отчитались более 70 процентов ИП и малых предприятий, в Орле данный показатель не превышал десяти. Не исключено также, что в крупных городах сказываются особенности менталитета - оставлять все на последний момент. Однако уже ясно, что общие данные о количестве "субъектов малого бизнеса" придется скорректировать. Ведь сейчас под статистический учет фактически поставлены лишь 20 процентов малых предприятий и 10 - индивидуальных предпринимателей.

    - Есть подозрение, что от 23 до 37 процентов зарегистрированных юрлиц брошены и не ведут предпринимательской деятельности, - говорит член комитета облсовета по экономической политике и предпринимательству Марина Ивашина. - Процедура ликвидации предприятия сложна и связана с проведением налоговой проверки, созданием ликвидационной комиссии, претензиями, долгами и прочим. Поэтому старое предприятие не ликвидируют, а бросают и переходят в новое.

    В Орелстат уже вернулись около 2,2 тысячи "писем счастья", которые не нашли адресатов. То есть этих субъектов либо не существует, либо они переехали и тоже выпали из статистики.

    Кстати, в правительстве уже думают о том, как использовать полученные сведения. Возможно, будут скорректированы действующие в регионе программы господдержки малого бизнеса. В частности, сейчас в области много говорят о внедрении "метода проектного предложения", при котором финансируется конкретный производственный объект, а не "субъект предпринимательской деятельности". При таком подходе власти определяют основные направления развития, разрабатывают бизнес-планы и полностью или частично финансируют приобретение оборудования.

    Приоритет власти смогут расставить только тогда, когда узнают, на что сейчас ориентирован малый бизнес и в чем он нуждается, помимо денег. Наверняка откроются и "узкие места". Впрочем, первые итоги сплошного обследования станут известны только к концу года, а окончательные обещают обнародовать до 1 июля 2012 года. В любом случае региональные власти впервые получат возможность с большой долей точности узнать, чем "живет и дышит" современный малый бизнес.

    Тем временем

    В Орловской области зарегистрировано свыше 21,6 тысячи ИП и более 8000 малых и средних предприятий. По последним данным, анкеты в органы статистики подали свыше трех тысяч предпринимателей и около 800 малых предприятий.

    Поделиться