Выступая перед журналистами, генеральный директор компании "Ингосстрах" Александр Григорьев отметил три "методологических" итога минувшего года. Во-первых, государство наконец заговорило об унификации "стоимости" человеческой жизни и даже озвучило цифру - 2 млн рублей. Во-вторых, продолжился исход с рынка слабых страховщиков - 116 лицензий у недобросовестных страховщиков было отобрано. В-третьих, впервые произошла встреча представителей ведущих страховых компаний с президентом, и даже были поручения, ни одно из которых, правда, пока не выполнено. Где-то работа идет, где-то не идет, где-то она идет уже не в том направлении. Где-то возникли странные инициативы вроде страхования лесов от пожара. Страхование ответственности арендатора за вред, причиненный арендодателю - это понятный вид страхования, но не может быть страхования государственных лесов. В пользу кого? В пользу того же государства?
Многие законодательные инициативы были правильными, принят закон об ОПО, начал в полном объеме функционировать закон об ответственности туроператоров, получил движение закон об ответственности перевозчиков и о сельхозстраховании.
Но были и странные инициативы. К ним можно отнести закон об ОМС. В законе есть один страховщик - Фонд ОМС. Страховые компании по этому закону страховщиками не являются, они теперь касса, которая в пределах выделяемой квоты просто переводит деньги в медицинские учреждения без всякой проверки. В законе прямо говорится: все, что поликлиника выставит, надо оплатить, права проверки нет. Отсутствие контроля означает резкий рост расходов на ОМС. На 1,5 года запланирован 200-миллиардный рост, и это в условиях дефицита Пенсионного фонда. Благая идея - люди имеют право выбирать страховщика, но когда страховщиком является только ФОМС, выбирать не из кого.
Эксперты отмечают, что в целом рынок в минувшем году вырос. Драйверами роста выступили ОСАГО и ДМС. Если с ОСАГО все более или менее ясно - рост обеспечили регионы, то с ДМС не совсем: сектор вырос за счет корпоративного страхования, а число корпоративных участников ДМС сократилось на треть. За счет чего же рос рынок? Да за счет того, что 300 крупнейших корпораций резко увеличили свои программы.
Рынок КАСКО сократился на 2%, несмотря на рост продаж автомобилей. Убыточность по КАСКО резко выросла. В секторе все время появляются новые лидеры. Они набирают премии, через 6 месяцев убыточность начинает сказываться, через 1,5 года руководство компании видит финальный результат и дает обратный ход. 2010-й год стал годом дилеров, выигрывала та страховая компания, у которой был сильный дилерский канал.
Если говорить о специальных видах рисков - авиационном страховании, морском, страховании специальных видов ответственности, то в минувшем году они нормально развивались. Рынок слегка пошел вверх с учетом ситуации, и премии по спецрискам немного выросли. Идет определенное перераспределение портфелей, но это обычная рыночная ситуация.
Отдельно стоит рынок страхования госконтрактов. Если еще в первой половине года действовал старый полис, то после его отмены возникло такое понятие, как страховое поручительство. Но как на это откликнулся рынок, пока неизвестно - нет данных.
Обострилась конкурентная борьба агентских комиссий в розничных видах страхования. Есть компании, которые выплачивают посредникам 48%. Развитию рынка ОСАГО очень мешает двойное обращение. Надо бы его отменить и оставить только обращение к своему страховщику, как это и задумывалось первоначально.
Что касается прогнозов, то, по мнению экспертов, в этом году какого-то бурного роста рынка не ожидается. Будет рост на 8-10%. На результат повлияет планируемое повышение коэффициентов по ОСАГО. Кроме того, в 1-м полугодии будет наблюдаться рост рынка ДМС. Вместе с тем во 2-м полугодии ситуация с ДМС будет неопределенной, поскольку значительное влияние на рынок может оказать закон об ОМС. Корпоративные страхователи, вместо того чтобы вкладываться в ДМС, могут почувствовать выгоду от страхования сотрудников по ОМС.