За четыре дня, начиная с субботы, на площадке АЭС произошли взрывы водорода на первом, третьем и втором энергоблоках, а вчера утром случился пожар на четвертом. Огонь потушен, но в реакторном здании энергоблока обнаружены два пролома.
Об этом сообщил официальный представитель Агентства ядерной и промышленной безопасности Японии, передает Nuclear.Ru. В свою очередь генеральный секретарь кабинета министров Юкио Эдано высказал предположение, что на четвертом энергоблоке, который в момент землетрясения находился в плановом ремонте, "произошло самопроизвольное нагревание облученного ядерного топлива в бассейне выдержки". Это привело к выделению водорода, взрыву и возгоранию. Значительное количество опасных радионуклидов могло поступать в атмосферу через проломы в стене здания.
К вечеру вторника стала подтверждаться и другая тревожная информация: взрыв водорода на энергоблоке N2 мог повредить защитную оболочку реактора, что тоже привело к выбросу радиации. По информации компании "Tokyo Electric Power Co.", взрыв произошел в ночь на 15 марта и привел к повреждениям бассейна системы подавления избыточного давления, расположенного под реактором. Как заявляют атомщики, активная зона при этом не пострадала, но могла быть нарушена целостность защитного контаймента.
Правду и только правду, какой бы горькой она ни была - вот, пожалуй, безусловное требование, которое вместе с чувством сострадания и предложенной помощью мы вправе выдвинуть своим восточным соседям. Для людей, в памяти которых свежи уроки Чернобыля, это оправданно и объяснимо.
Поставить, что называется, вопрос ребром побудили два обстоятельства. Во-первых - сигналы и заявления неправительственных, в том числе экологических организаций об утаивании или намеренном смягчении японской стороной реального положения дел на аварийных АЭС. Во-вторых - косвенное признание того же по сути факта официальными экспертами, привлеченными к работе оперативного штаба "Росатома". В распространенном накануне комментарии они фиксируют "крайнюю недостаточность и нерегулярность поступающей информации, в том числе по международному каналу ситуационно-кризисного центра МАГАТЭ".
Напомним, что такой штаб под руководством заместителя генерального директора ГК "Росатом" Александра Локшина для мониторинга ситуации и реагирования на возможные угрозы был сформирован еще 12 марта. В него вошли два первых заместителя и заместитель генерального директора концерна "Росэнергоатом" Владимир Асмолов, Олег Черников и Александр Шутиков, представители ОАО "ВНИИАЭС" Евгений Иванов и Александр Москалев, специалисты НИЦ "Курчатовский институт", Института безопасного развития атомной энергетики РАН, ОАО "Атомтехэнерго", Ситуационно-кризисного центра "Росатома" и других его подразделений.
Даже при минимуме фактической информации, которая поступает из Японии, российские атомщики смогли оперативно и, как показали дальнейшие события, в целом верно оценить масштабы случившегося и возможные последствия. Однако цена вопроса такова, что в сложившейся обстановке важно иметь весь объем возможной информации, чтобы действовать без проволочки и адекватно возникающим угрозам. И тут совсем не лишним может оказаться опыт и уникальный экспертный потенциал российских атомщиков. Вот почему уже в понедельник для оказания консультативной помощи и оперативного получения данных о положении дел на пострадавших АЭС из Москвы в Японию вылетели российские специалисты - первый заместитель генерального директора ОАО "Концерн "Росэнергоатом" Владимир Асмолов и заместитель директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук (ИБРАЭ РАН) Валерий Стрижов. Но еще вчера около полудня самолет, на котором они следовали, находился в аэропорту Хабаровска - от японских властей не было официального разрешения на его прием.
- Нас на станции ждут, мы готовы консультировать, делиться опытом, однако уже сутки сидим в Хабаровске, - недоумевал в телефонном разговоре с "РГ" Владимир Асмолов. - Самолет давно заправлен, но Токио почему-то не принимает...
По горячим следам первого сейсмического события у берегов Хонсю Владимир Асмолов поспешил высказать предположение, что "в ходе землетрясения в Японии магнитудой более 8 баллов местные АЭС доказали свою сейсмоустойчивость". По его словам, на северо-восточном побережье острова расположены три больших АЭС. Одна из станций - "Фукусима", на которой работают десять кипящих корпусных легководных реакторов. Два таких же энергоблока - на станции "Анагава". И к югу от Токио находится еще одна АЭС с такими же энергоблоками.
"Атомная станция - наиболее защищенный объект с точки зрения внешних воздействий, - успокаивал Асмолов своих соотечественников три дня назад. - Современные АЭС рассчитаны на воздействие цунами, торнадо, на падение самолета, на землетрясение. Главная опасность для АЭС - это выход активности за пределы физических защитных барьеров станции, которых на ее пути четыре. Эти барьеры, даже первый из них, не должны быть разрушены при так называемом расчетном землетрясении.
Для большей убедительности Владимир Асмолов напомнил про Спитакское землетрясение в Армении в 1988 году. Тогда на площадке Армянской АЭС магнитуда достигла 6,5 балла - тем не менее станция, выполненная в сейсмостойком исполнении, выдержала, и в течение недели, когда вся энергетика Армении была отключена, оставалась единственным энергоисточником.
А японские атомные станции, уверял российский эксперт, функционируют "в соответствии с едиными международными подходами" и возведены "с учетом сейсмоусловий этой страны, где землетрясения, в том числе сильные, происходят достаточно часто". То есть с учетом расчетного землетрясения в 8 баллов и максимально расчетного землетрясения в 9 баллов по шкале Рихтера. "Одиннадцатого марта, - детализировал Владимир Асмолов, - сила землетрясения в эпицентре (который находился не на площадке АЭС, а в море) составляла 8,9 балла. При этом выход активности даже в случае если землетрясение достигает максимально расчетного уровня, невозможен...".
На этом месте прервем радужную цитату и пожелаем заместителю гендиректора "Росэнергоатома" по прибытии в Японию как можно быстрее вникнуть в складывающуюся ситуацию и адекватно оценить положение дел на японских АЭС. А мы, в свою очередь, обещаем при первой возможности выйти на связь с Владимиром Асмоловым и дать ему слово на страницах "Российской газеты".
Энергетические компании предупреждают о веерных отключениях электричества в тринадцати префектурах острова Хонсю, которые затронут более 50 миллиионов человек. Эта мера продиктована стремлением предотвратить энергетический коллапс в результате прекращения работы АЭС "Фукусима-1" и "Фукусима-2". Попытки восстановить энергоснабжение станции и охладить реакторы первого, второго и третьего энергоблоков продолжаются. После взрыва на энергоблоке N2 с площадки был эвакуирован персонал за исключением 50 человек, которые продолжали работу по расхолаживанию реакторов. Из района 20-километровой зоны эвакуированы около 70 тысяч местных жителей. В 30-километровой зоне АЭС "Фукусима" проживает около 140 тысяч человек.
Тем временем
Вчера Агентство по ядерной безопасности Франции присвоило аварии на АЭС "Фукусима-1" шесть баллов по международной шкале ядерных событий INES. За всю историю атомной энергетики седьмой - самый верхний - уровень опасности использовался лишь в 1986 году, во время трагедии на Чернобыльской АЭС.
Расчет развития ситуации на втором блоке АЭС "Фукусима-1" показывает, что высока вероятность расплавления активной зоны. Если это произойдет, то, по данным Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, возможны следующие дозы облучения вне пределов площадки: в 5 км от площадки - доза в 50-150 миллизиверта за 10 суток; в 10 км - доза в 30-80 мЗв/10 суток; в 20 км - доза в 20-50 мЗв/10 суток. Для сравнения: доза при прохождении обследования на компьютерном томографе составляет 3 миллизиверта.
Справка "РГ"
Программа по развитию атомной энергетики в Стране восходящего солнца была запущена в 1954 году. Первый промышленный реактор модели 160MWe был ввезен из Великобритании и начал работу лишь в 1966 году. Японское агентство по атомной энергии было создано в 2005 году в результате слияния нескольких управлений. Его штат составляет 4,4 тыс. человек.
Всего в Японии более 30 атомных электростанций. На 55 действовавших (до 11 марта) энергоблоках вырабатывалось около трети электричества в стране. К 2014 году эту долю планировалось довести до 41 процента. Четыре крупнейшие АЭС - Касивадзакикарива (5,5 млрд кВт/ч), Ои (4,71) Фукусима-1 (4,696), Фукусима-2 (4,4). По плотности электрических линий, общая протяженность которых достигает 70 тысяч километров, Япония занимает первое, а по потреблению электроэнергии на душу населения - третье место в мире.