В "арабской весне" наступил опасный поворот: в одну из стран вторглись иностранные войска. Последствия могут оказаться самыми тяжелыми. Речь идет о Бахрейне, а вторглись в нее по просьбе королевского правительства полицейские силы из разных стран Персидского залива, в том числе из Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ).
В результате очередных столкновений между демонстрантами и полицией в столице страны Манаме пострадали десятки манифестантов. В нескольких районах города полиция была вынуждена отступить под натиском демонстрантов, которые также заблокировали несколько важных дорог. Правительство, видя, что дело совсем худо, обратились за помощью к соседям - членам Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, в который помимо Бахрейна входят Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, Катар и ОАЭ.
Соседи откликнулись незамедлительно. Саудовцы сразу же отправили тысячу спецназовцев на 150 бэтээрах. Еще пятьсот бойцов прислали Эмираты. Считается, что они возьмут под усиленную охрану нефтяные и газовые месторождения и финансовые учреждения. Арабы оказались более решительными, чем натовцы, которые так и не договорились о вторжении в Ливию.
Вся власть в Бахрейне принадлежит суннитскому меньшинству, хотя около 70 процентов из 525 тысяч жителей являются шиитами. Им надоело полное бесправие, и они теперь требуют как минимум слабой монархии с сильным выборным парламентом, как максимум - республики. Лидеры оппозиции не откликнулись на предложение короля Хамада бен Исы Аль Халифы начать переговоры. Они чувствовали свою силу, но теперь, после ввода иностранных войск, ситуация может измениться. Еще накануне шииты заявляли: "Мы считаем прибытие на территорию Бахрейна хоть одного иностранного солдата, хоть одной военной машины неприкрытой оккупацией Королевства Бахрейн и заговором против безоружного народа Бахрейна".
Охрана объектов - одно дело, но есть вероятность, что присланные спецназовцы могут быть использованы и против шиитских манифестантов. Власти в специальном коммюнике призвали население как можно активнее сотрудничать с прибывшими в страну военными, уверяя, что их единственная цель - обеспечить безопасность мирных жителей.
США, у которых в Бахрейне большой корыстный интерес - здесь базируется их 5-й флот, - приветствуют ввод войск, хотя представитель Белого дома Томми Витор мягко призвал "партнеров из Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива проявлять сдержанность, уважать права народа Бахрейна и действовать так, чтобы способствовать диалогу, а не подрывать его".
Совсем другая точка зрения у Ирана, который целиком на стороне братьев-шиитов. В Тегеране считают иностранное вмешательство в события на Бахрейне недопустимым и усматривает в нем происки США. Официальный представитель МИД Ирана Рамин Мехманпараст напомнил о недавней поездке в Бахрейн главы Пентагона Роберта Гейтса: "Где бы ни появлялись военные эмиссары США, после их визитов мы становимся свидетелями подавления народного движения. Под предлогом защиты демократии и прав человека США пытаются усилить свое присутствие в регионе и укрепить находящиеся в нем военные базы".
А Роберт Гейтс, в свою очередь, предостерегает: "Иран явно заинтересован в том, чтобы воспользоваться беспорядками в регионе для своей выгоды и изучает возможности вмешательства в сложившуюся ситуацию".
Британская "Файнэншл таймс" опубликовала тревожную редакционную статью, в которой упрекает западные страны в цинизме и некомпетентности. Газета напоминает, что в 1976 году Сирия тоже ввела войска в Ливан "по приглашению" - и оставалась там 29 лет. Саудовская интервенция в Бахрейн, по мнению газеты, может ввергнуть в конфликт всю зону Персидского залива, позволить Ирану и его клиентам вроде "Хезболла" активизироваться на Аравийском полуострове, где сейчас у них нет почти никакого влияния. Запад пытается обезопасить поставки нефти из арабских стран Персидского залива, но действует нервозно и близоруко. Неважно, чем кончится интервенция для самого Бахрейна. Она сталкивает реформаторское движение в революцию, что чревато большими бедами.