Первая российская чемпионка мира, трехкратная чемпионка Европы по фигурному катанию Мария Бутырская завершила карьеру восемь лет назад. Но успехами на льду она не ограничилась.
Неспортивных достижений у Бутырской тоже хватает. Есть прекрасная семья, любимая работа и масса интересных предложений попробовать себя в чем-то новом. О главных жизненных целях и экспериментальных проектах, чтобы "было что вспомнить", Мария Бутырская рассказала корреспонденту "РГ".
Российская газета: Мария, вы только что вернулись из Екатеринбурга с V зимней Спартакиады учащихся, где выступали в необычной роли - главного судьи. Как так получилось?
Мария Бутырская: Это своеобразное ноу-хау организаторов Спартакиады. Главным судьей в минспорттуризме назначают не солидного чиновника, а известного спортсмена. Причем раньше приглашали в основном олимпийских чемпионов, поэтому было очень приятно и лестно, что в этом году позвали меня. Постаралась оправдать доверие. Не могла оставить свою школу, своих учеников и уехать на Спартакиаду на полторы недели. Но была на церемониях открытия и закрытия, говорила приветственные речи, награждала победителей, общалась с юными спортсменами. На самих соревнованиях тоже присутствовала. В подмосковном Парамонове болела за скелетон и санный спорт, в Екатеринбурге - за мое любимое фигурное катание, шорт-трек и биатлон. Было безумно интересно, ведь живьем многие соревнования смотрела впервые. Это настоящая маленькая Олимпиада! Казалось бы, сама фигуристка, представительница зимних видов спорта, но сидела разве что на хоккейных трибунах. И то потому, что муж - хоккеист. Сейчас Вадим (Хомицкий. - Прим. авт.) играет в подмосковном "Атланте". В общем, ни разу не пожалела, что попробовала себя в новой роли - главного судьи Спартакиады.
РГ: Насколько знаю, эти соревнования не единственные, которые связаны с вашим именем?
Бутырская: Для меня 2010 год получился очень насыщенным на события. Сначала Федерация фигурного катания на коньках города Москвы предложила провести соревнования на призы Марии Бутырской. Мы сами придумали дизайн медалей и кубков. Сделали их оригинальными, красивыми, а не типовыми, какие спортсменам обычно вручают в детском возрасте. Думаю, фигуристам было приятно их получать и будет так же приятно хранить. Потом мне позвонили из Курска и попросили быть куратором местной федерации, как Алексей Мишин в Белгороде. Тогда, правда, на сайтах о фигурном катании начали писать гадости: мол, не жирно ли одному человеку столько внимания. А я ведь специально ничего не делала для этого. Но когда на меня вышли организаторы соревнований в Дубае, я уже отказалась давать им свое имя. Все-таки в Арабских Эмиратах московская фигуристка, пусть и чемпионка мира, вряд ли такая уж известная персона. Можно назвать турнир, например, "Хрустальный конек". Мою позицию поняли и пригласили в качестве судьи. В апреле поедем в Дубай вместе с мужем.
РГ: Вы всегда были востребованным человеком. Участвовали в профессиональных и ледовых шоу, были комментатором, телеведущей, актрисой. Но все-таки остановили свой выбор на тренерской работе. Почему?
Бутырская: Что касается шоу, то я их никогда не любила. Не хочу развлекать народ. Я спортсменка. От соревнований получала кайф. А смысла показательных выступлений не понимала. Но в свое время это была неплохая возможность заработать деньги и посмотреть мир. На телевидение и в кино я тоже не рвалась. Однако попробовать было интересно. Почему не сыграть в фильме даже самую малюсенькую роль, хотя бы один день не провести в образе другого человека?! Но все эксперименты закончились, когда мне предложили создать свою школу фигурного катания. Я поняла, что мои знания и опыт, накопленные за 25 лет в спорте - на каток я пришла в пять лет и закончила карьеру в 30, - могут кому-то пригодиться.
РГ: То есть спортивный характер проявился и здесь?
Бутырская: К тренерской деятельности я отношусь очень серьезно. Работаю только ради результата. Моя зарплата 28 тысяч рублей. И явно шесть дней в неделю я хожу на каток не за этими деньгами. Слава богу, пока могу зарабатывать в других местах. Но детей стараюсь учить не только спортивным вещам, но и жизненным. В моей группе занимаются девочки, поэтому учу их быть красивыми, аккуратными, вежливыми, учу уважать друг друга, несмотря на то, что в спорте каждый сам за себя. По-моему, у меня получается. У них складываются теплые отношения, они дружат, даже болеют друг за друга.
РГ: То, что у вас был негативный опыт общения с тренерами, повлияло на ваше нынешнее отношение к ученикам?
Бутырская: Да, такой опыт у меня был. Из-за этого пропал год, да к тому же меня выгнали из ЦСКА. Но с остальными тренерами мне жутко повезло. Моя первая наставница Ирина Нифонтова работала со мной восемь лет. Потом была Елена Водорезова, Владимир Ковалев, Виктор Кудрявцев, который научил всему: прыгать, кататься, вращаться. И, наконец, Елена Чайковская, которая сделала из меня чемпионку. Может, если какого-то этапа не прошла, ничего бы из меня не получилось.
РГ: Активная тренерская работа, поездки на разные соревнования, наверное, лучше любого спортзала действуют? Вы в прекрасной форме, хотя уже дважды мама.
Бутырская: Вы знаете, во время второй беременности позволяла себе есть все. Но потом начала следить за питанием, села на диету, пришла в норму. Так что тренерская работа тут ни при чем. Эти физические нагрузки очень сильно отличается от спортивной подготовки. Те движения, что я показываю детям, - в моей мышечной памяти, и оттуда их не вытравить ничем. Ну а тройные прыжки я, конечно, не прыгаю.
РГ: Ну а энергии откуда столько, чтобы все успевать?
Бутырская: Но здесь, возможно, есть один секрет. Еще давно мой муж взахлеб рассказывал мне о чудо-браслетах, изготовленных по новейшей технологии, которые носил и он сам, и многие хоккеисты самого высокого уровня. Но пока мне лично не продемонстрировали все возможности этих браслетов с голограммами, которые действуют на клеточном уровне, я, честно говоря, не верила в их свойства. С помощью простых тестов мне показали, что благодаря браслету у меня улучшается чувство равновесия, увеличивается физическая сила, гибкость. Кроме того, он нейтрализует негативное влияние компьютеров и мобильных телефонов. Конечно, мне объяснили, как это работает. Но результаты говорили сами за себя. Спортсмены вообще особенные люди. Когда идет эмоция, положительный эффект, они начинают психологически верить в успех. Теперь у меня все ученики ходят в браслетах с настроем никогда не падать и быть лучшими. Наверное, что-то в этом есть.