Уже десять месяцев лучший концертный зал Москвы находится в состоянии реставрации. До публичного открытия Большого зала консерватории, которое случится 14 июня, в день Торжественного открытия IV Конкурса Чайковского, осталось ровно три месяца.
Этот факт уже не является предметом дискуссий: так будет. Терзает другой вопрос: в тот ли Большой зал попадут летом публика и музыканты? Останется ли он таким же уникальным по своей акустике, считающейся во всем мире феноменальной? Сохранит ли свою атмосферу поклонения музыке и строгую избирательность своих кумиров?
Эти расхожие сомнения решили развеять для журналистов ректор Московской консерватории Александр Соколов и ведущие проект Большого зала специалисты по строительным, реставрационным и акустическим работам. На сегодняшний же день проделаны сложнейшие работы: заменены два амфитеатра-балкона, первые ряды которых в последние годы затягивали канатами, чтобы не обвалились под тяжестью публики в партер. Укреплены своды, колонны, сделана новая кровля. Все работы ведутся вручную, как в реставрационной мастерской. Только недавно решили сделать лифт для подъема грунта с восьмиметровой глубины. И вся эта "деликатность" продиктована одним императивом - акустикой. Именно поэтому грунтовка, шпаклевка, краски, ткани - те материалы, из которых был создан в прошлом веке интерьер Большого зала, сохраняют идентичными. Даже кресла возят в специальную камеру на акустическую экспертизу. Самым же большим счастьем для реставраторов было обнаружить, что деревянный потолок Большого зала оказался в неповрежденном состоянии, и не пришлось менять ни одной доски. На радостях в недрах консерватории родилась даже идея зарегистрировать акустику Большого зала как памятник культуры. "Такого еще в мире нет, - заметил Александр Соколов, - когда в качестве памятника фигурирует не архитектурное сооружение, а его важнейшее качество".
Окончательно это качество прояснится 14 июня на открытии Конкурса Чайковского, когда люди впервые войдут в зал, теперь уже не желтого, а благородного оливкового оттенка, украшенный реставрированными в Юсуповском дворце Петербурга знаменитыми портретами композиторов. Вентилироваться зал будет в антрактах, чтобы не мешать звукам музыки. Для инвалидов в партере появятся специальные места и лифт. Напротив центрального входа в зал воссоздают огромный витраж "Святая Цецилия", выбитый в годы войны. Но главное, что уже сегодня смогли увидеть журналисты в освобожденном от интерьера Большом зале - его сверкающую белизной совершенную геометрическую пропорцию, архитектурную гармонию Парфенона. Он ведь так и задумывался - Большой зал, как храм музыки.