Благодаря чему возможно увеличить объем внутреннего и въездного турпотоков в России? Как обеспечить доступность и безопасность отдыха и привлекательность путешествий как для россиян, так и для иностранных туристов? На эти и другие вопросы отвечает заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики РФ Надежда Назина.
Надежда Александровна, летом прошлого года правительство утвердило Концепцию ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)". Разработана ФЦП развития туризма. Что даст реализация мероприятий, прописанных в этих документах?
В результате реализации мероприятий программы туристско-рекреационный комплекс России получит существенное развитие. Экономический эффект будет достигнут путем привлечения дополнительных инвестиций в сферу туризма при реализации механизмов ГЧП и обеспечении экономически привлекательных условий для бизнеса, что приведет к увеличению туристического потока, созданию дополнительных рабочих мест, пополнению бюджетов всех уровней и росту ВВП.
При этом бюджетные средства будут направлены на строительство объектов инженерной и обеспечивающей инфраструктуры, на продвижение национального туристского продукта, развитие системы подготовки кадров для туристской отрасли. Строительство самих туристских объектов будет вестись за счет внебюджетных источников.
В рамках программы намечено сформировать современные туристские кластеры на территориях с уникальными природными ресурсами и богатым историко-культурным наследием. Там будет создана сеть современных курортных и туристских объектов, отвечающих международным стандартам и способных значительно повысить конкурентоспособность рынка туристских услуг страны.
В результате реализации ФЦП численность иностранных туристов увеличится в 6,4, а российских туристов - в 1,5 раза. Также, по прогнозам, объем платных туристских услуг, оказанных населению, увеличится в 4,7 раза, объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения - в 4,3. Также планируется рост численности работников, занятых в туристической отрасли, в 1,4 раза.
ФЦП начинает действовать в этом году. На первом этапе в нее включены восемь инвестиционных проектов из 6 регионов России. Расскажите, пожалуйста, о них.
При разработке ФЦП на конкурсной основе в соответствии с требованиями и условиями программы, а также с учетом степени проработки и готовности представленных инвестпроектов был сформирован перечень пилотных регионов. Это Ярославская, Ивановская, Псковская, Ростовская, Рязанская области и Алтайский край. Каждый расположен на уникальной по своим туристским качествам и свойствам территории, имеет значительный туристский потенциал, большие возможности и перспективы дальнейшего развития и роста.
На территориях этих регионов планируется создание туристско-рекреационных кластеров: "Золотое кольцо" в Ярославской области, "Плес" в Ивановской области, "Донской" и "Всплеск" в Ростовской области, "Рязанский" в Рязанской области, "Белокуриха" и "Золотые ворота" (г. Бийск) в Алтайском крае. Создаваемые кластеры станут точками роста развития регионов и межрегиональных связей, в которых будут созданы дополнительные рабочие места за счет развития предпринимательской инициативы, включая создание предприятий малого и среднего бизнеса в туриндустрии. После отработки механизмов кластерного развития туристской отрасли опыт будет растиражирован.
Программой предусмотрено также создание межрегиональных туристских кластеров на базе имеющихся ключевых ресурсов. На сегодняшний день наиболее перспективными проектами являются кластеры Большая Волга, Золотое Кольцо России, Серебряное кольцо России, Восточное кольцо России.
Какие средства государство намерено выделить на реализацию ФЦП и развитие пилотных регионов?
На реализацию мероприятий ФЦП планируется направить 332 млрд руб, в том числе: средства федерального бюджета - 96 млрд руб (28,9%); средства региональных бюджетов - 25 млрд руб (7,5%); внебюджетные средства - 211 млрд руб (63,6%).
Из этих средств объем финансирования пилотных инвестиционных проектов составит 51,063 млрд руб, из них 11,103 млрд - средства федерального бюджета; 1, 959 млрд - средства бюджетов субъектов РФ; 37, 999 млрд - внебюджетные средства. На реализацию мероприятий программы в 2011-2013 гг. в федеральном бюджете предусмотрено 7 млрд руб.
В 2010 году в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ" внесены изменения, которые предусматривают отнесение туризма к вопросам совместного ведения федеральных и региональных органов власти. Что дают новые полномочия регионам в плане развития туризма?
Действующая редакция закона прежде всего обеспечивает правовые условия для государственной поддержки развития туризма на местах и его финансирования из региональных бюджетов. Также новые полномочия способствовали активизации туристской деятельности в регионах Российской Федерации, созданию благоприятных условий для развития отрасли в перспективных туристских центрах, защите прав потребителей, консолидации и повышению прозрачности и качества работы рынка.
Интерес регионов к развитию туристской отрасли растет. Сегодня многие
разработали, приняли, а некоторые приступили к реализации региональных целевых программ развития туризма. В субъектах РФ принято уже 43 таких программы и разрабатывается еще 22.
Расскажите, пожалуйста, как развивалась туротрасль в прошлом году, каковы итоги по внутреннему туризму?
Итоги в целом свидетельствуют о преодолении негативных тенденций, вызванных кризисом, и говорят о поступательном развитии национальной туриндустрии. В частности, внутренний туризм вырос на 1%, въездной - на 14. Рост объемов оказанных туристских и гостиничных услуг составил 1,6%. В 2010 году доля туризма в ВВП страны по сравнению с 2009 годом увеличилась до 3%, а с учетом смежных отраслей до 6,5%.
Особо отмечу рост количества туристов, путешествующих самостоятельно, в том числе и на автомобилях. Доля автотуризма в общем потоке составляет около 5%, а в Краснодарском крае этот показатель составляет до 30%.
Продолжает пользоваться популярностью у россиян пляжный туризм. Поток туристов на курорты Краснодарского края в 2010 году остался на уровне 2009-го. Но произошло перераспределение потока. Если раньше большая часть туристов направлялась на курорты большого Сочи, то сегодня отдыхающие выбирают Геленджик (после открытия там аэропорта популярность курорта возросла), Анапу и другие курорты края. Сохраняется положительная тенденция развития оздоровительного туризма в ЦФО - санатории и профилактории в большинстве регионов загружены на 100%.
По-прежнему остаются привлекательными для российских и иностранных туристов культурно-познавательные маршруты в турцентрах Золотого кольца и малых исторических городах России. Увеличение потока в регионы произошло в том числе благодаря проведению фестивалей, выставок, форумов. Например, фестиваль воздухоплавателей "Золотое кольцо России", велофестиваль "Угличская верста" в Ярославской области, Волжско-Камская регата в Елабуге (Татарстан) и др.
Наиболее стабильно развивается круизный туризм. Популярностью пользуются маршруты по Волге. Доля круизного туризма составляет около 10%.
Ежегодно вводятся в эксплуатацию новые объекты туристской инфраструктуры. На сегодняшний день общее количество коллективных средств размещения составляет около 12,5 тысячи единиц, номерной фонд которых насчитывает более 1 млн койко-мест. В 2010 г. в Ярославской области начали функционировать 11 новых гостиниц, во Владимирской области - 9 объектов туристской инфраструктуры (2 мотеля, 3 гостиницы, 4 гостевых дома), на территории Архангельской области - 18 новых объектов, в Приморском крае - 3 объекта.
Что сдерживает развитие туристской отрасли?
Это слабо развитая, а в ряде регионов отсутствующая инженерная инфраструктура, что является препятствием для привлечения частных инвестиций, низкий уровень развития туристской инфраструктуры (средств размещения и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих объектов показа). Невысокое качество обслуживания из-за недостатка профессиональных кадров, несовершенство системы нормативно-правового регулирования отрасли как на федеральном, так и на региональном уровнях, в том числе неразвитость системы обеспечения безопасности туристов. невысокие темпы внедрения инновационных технологий в области внутреннего и въездного туризма, высокие цены на внутренние пассажирские перевозки и многое другое. Если же говорить о способах решения этих проблем, то как раз наиболее эффективным и действенным является применение прог раммно-целевых методов и государ ственно-частного партнерства, на которых базируется реализация ФЦП.
Прошлогодние события наглядно показали, что отраслевое законодательство нуждается в доработке. Какие поправки в ближайшее время будут внесены в ФЗ "Об основах туристской деятельности", совершенствующие механизмы защиты прав туристов?
Новая редакция закона "Об основах туристской деятельности" была принята в 2009 году и сыграла важную роль в совершенствовании законодательного обеспечения туротрасли, особенно в части повышения ответственности работы туроператоров. За время действия новой редакции закона работа организаций отрасли показала, что он нуждается в доработке. Особенно наглядно необходимость дальнейшего совершенствования документа продемонстрировала ситуация с крахом туркомпании "Капитал Тур".
Как показала правоприменительная практика, финансовое обеспечение для выплат страховыми компаниями оказалось недостаточным, о чем свидетельствует большое количество жалоб на неоказание или ненадлежащее качество оказания туристских услуг.
В целях повышения эффективности государственного регулирования отрасли, а также защиты прав и законных интересов российских туристов, повышения безопасности минспорттуризмом создана рабочая группа по подготовке предложений по внесению изменений в законодательство РФ в сфере туризма. На заседаниях рабочей группы рассматриваются следующие предложения:
- повышение финансовой ответственности для крупных туроператоров;
- закрепление обязанности реализации туристского продукта турагентами исключительно от имени и по поручению туроператора;
- введение обязательного института саморегулирования в отрасли;
- введение единой базы данных реализованных туристских путевок;
- разработка порядка аккредитации (аттестации) экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов-проводников;
- определение полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, прав органов местного самоуправления;
- разработка оснований исключения туроператоров из единого федерального Реестра туроператоров.
После обсуждения поправок со всеми участниками рынка и прохождения установленной процедуры все изменения будут внесены в законодательство.
Внутренний туризм | 1825 фирм х 0,5 млн руб |
Международный въездной | 621 фирм х 10 млн руб. |
Международный выездной | 1762 фирм х 30 млн руб. |
37 фирм х 60 млн руб. | |
38 фирм х 100 млн руб. |
источник: данные Ростуризма
Надежда Александровна Назина родилась 28 декабря 1955 г. в Тамбовской области.
Окончила Всесоюзный заочный институт пищевой промышленности по специальности "ихтиология и рыбоводство".
1972-1984 гг. - работала на различных должностях в сфере потребительского рынка и услуг г. Москвы.
1984-2008 гг. - занимала руководящие должности в федеральных органах власти (Минторг РСФСР, Роскомторг, Минвнешэкономсвязи и торговли России, Минторг России, Минэкономразвития России, Роспотребнадзор, Ростуризм).
2008-2010 гг. - директор Департамента туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.
С 4 августа 2010 г. назначена заместителем министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса.
В 1999 г. за заслуги в области потребительского рынка и услуг и многолетний добросовестный труд присвоено почетное звание "Заслуженный работник торговли Российской Федерации".
В 2007 г. за безупречную государственную службу и развитие туристской отрасли награждена медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
Владимир Путин, премьер-министр РФ:
- Россия должна в полной мере реализовать свой потенциал как привлекательного туристического рынка... Нужно эти возможности реализовать как для организации отдыха наших граждан, так и для привлечения зарубежных гостей. По своей емкости туристический рынок измеряется миллиардами. И он должен у нас заработать в полной мере.
кстати
Ежегодно в России вводятся в эксплуатацию новые объекты туристской инфраструктуры. На сегодняшний день общее количество коллективных средств размещения составляет около 12,5 тысячи единиц, номерной фонд которых насчитывает более 1 млн койко-мест. В 2010 г. в Ярославской области начали функционировать 11 новых гостиниц, во Владимирской - 9 объектов (2 мотеля, 3 гостиницы, 4 гостевых дома), в Архангельской области - 18 новых объектов, в Приморском крае - 3 объекта
в тему
Анализ потенциальных возможностей отечественной туристской индустрии показывает, что имеющийся значительный туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере. В международном рейтинге конкурентоспособности стран в туристском секторе, опубликованном Всемирным экономическим форумом в марте 2009 года, Россия заняла лишь 59-е место из 133 стран, при этом природные богатства нашей страны оцениваются на 5-м месте, а объекты культурного наследия - на 9-м