Эксперт: К 2020 году объем российского рынка делового туризма составит 18,4 млрд долларов

Как правило, всю работу по организации деловых поездок и различных мероприятий предприятия сейчас выполняют не сами, а при помощи агентств делового туризма, которые в России объединяет Ассоциация бизнес-туризма (АБТ). Ее председатель Вадим Зеленский ответил на вопросы "РГ".

Пиковый туристический сезон вроде бы закончился, а у вас работа кипит, с чем это связано?

Пиковые сезоны у нас отличаются от обычного туризма: если там это - лето и зима, то у нас - практически круглый год. По итогам прошлого года отрасль демонстрирует отличные темпы восстановления после кризиса, корпорации заметно увеличивают трэвел-бюджеты. По мнению участников АБТ, за 2010 год рынок по оборотам и количеству транзакций уже сравнялся с докризисными уровнями. Впрочем, ситуацию в отрасли еще нельзя назвать совсем уж безоблачной - сейчас она складывается в пользу клиентов. Сервисные сборы еще не достигли докризисных уровней и варьируются в пределах 2-5%.

Расскажите подробнее, что такое деловой туризм и чем он отличается от обычного.

Одно из главных отличий в том, что клиентами бизнес-агентств являются, как правило, не физические, а юридические лица. Они и покупают услуги, связанные с организацией командировок, конференций, выставок. Мы обеспечиваем перевозку и размещение сотрудников компаний, которые направляются в деловые поездки и на разного рода мероприятия в России и за рубежом. Все выставки, которые проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах, привлекают большое количество участников и посетителей. Многочисленные делегаты приезжают на конференции, семинары, симпозиумы - каждый из них нуждается в номере, питании и организованном отдыхе по окончании деловой части.

Если корпоративный клиент хочет организовать выставку сам, мы также оказываем ему помощь - арендуем выставочные площади, организуем ее застройку. По собственной инициативе мы, как правило, выставки и конференции не организуем, однако можем сделать для группы специалистов ознакомительное посещение предприятий.

Здесь же тоже, наверное, есть, как в обычном туризме, въездной и выездной туризм?

Совершенно верно. В зависимости от места назначения, куда клиент направляется для проведения деловых встреч, переговоров, совещаний или участия в мероприятии, можно говорить о поездках внутренних или за рубеж. Объединив те и другие, можно говорить о цифре, превышающей 10 млрд долларов.

- По предварительным оценкам международных экспертов, с которыми АБТ проводит консультации, в 2010 году объем российского рынка делового туризма достиг 13 млрд долларов. - Этот показатель включает командировки, поощрительные, деловые, а также поездки на мероприятия, тимбилдинг. Впрочем, эта цифра приблизительная и базируется на данных авиационных союзов и альянсов по перевозкам. Если во многих западных странах деловые поездки составляют более 60% всего объема авиаперевозок, то в России это порядка 40%.

Кто работает на этом рынке?

В международной терминологии это звучит как Travel Management Companies (TMC), у нас их чаще называют агентства делового туризма, или бизнес-агентства. Как правило, они не известны широкой публике, потому что не рекламируются в СМИ, как, скажем, туроператоры. Мы обычно продаем свой продукт напрямую клиентам, нередко используя телефонный маркетинг.

Выяснив, какие услуги требуются клиенту, мы проводим презентацию, подписываем договор и выполняем их пожелания. Профессиональных компаний на рынке около 70. Часто это довольно большие по численности персонала организации, в которых работают 100-200 человек. Такое количество сотрудников нужно, поскольку приходится иметь дело с большими объемами работ. Впрочем, ни одна компания не может похвастать тем, что контролирует хотя бы 1% рынка. Соответственно, можно говорить, что сегодня он не является сколько-нибудь консолидированным.

Конкуренция среди участников достаточно высокая, причем основным полем для столкновений являются тендеры. Ряд компаний, чтобы получить заказ, готовы работать за мизерные проценты. Стоит отметить также, что за последний год на рынке появилось больше MICE и event агентств, а также компаний по организации торжеств. Это небольшие компании с узкой специализацией и маленьким штатом сотрудников. Хотя качество услуг, которые они предоставляют, ниже, чем у универсальных бизнес-агентств, клиенты соглашаются их покупать.

Дело в том, что трэвел-политика корпораций пока еще остается жесткой в отношении расходов на поездки или мероприятия. Однако ситуация меняется и в дальнейшем продолжит улучшаться. У корпоративных заказчиков есть понимание того, что поездки или мероприятия, организованные на высоком уровне, не могут стоить дешево.

В обычном туризме зарубежные направления значительно превосходят внутренние, а как обстоит дело в индустрии делового туризма?

Зарубежные поездки по-прежнему превалируют, но и на внутреннем направлении наблюдается серьезный рост - гостиничная и конгрессно-выставочная инфраструктура в регионах постепенно приближается к столичной. Важно, что и государство, и местные власти делают акцент на развитие инфраструктуры.

Внутренний туризм продолжает расти, но пока однозначно выгоднее, проще и эффективнее с точки зрения соотношения цена-качество провести какую-нибудь конференцию в Турции, нежели в Сочи.

Что препятствует развитию делового туризма?

У нас еще недостаточно развита инфраструктура: нет качественных и недорогих отелей. В столице практически нет хороших, но экономичных отелей.

Уже шесть лет подряд Москва занимает первое место по самым дорогим в мире отелям в сегменте бизнес-класса. Это печальный рекорд! У нас очень мало нормальных выставочных конгрессных центров, где можно было бы проводить большие мероприятия. Правда, появился "Крокус Сити", где можно проводить большие выставки. Но этого все равно мало. Кое-какая инфраструктура есть в крупных городах, но в целом по стране транспортная инфраструктура и индустрия гостеприимства не развиты. Кроме того, криминальная обстановка в стране также оставляет желать лучшего. До сих пор у зарубежных гостей есть ощущение, что в стране достаточно опасно находиться и есть риск попасть в неприятную ситуацию. Все это, конечно, сдерживает поток клиентов из Европы и Америки.

Где вы берете кадры для своего бизнеса?

До сих пор приток новых профессиональных кадров в наши бизнес-агентства практически отсутствовал. В 2009 году на базе Государственного университета управления АБТ создала Университет делового туризма. Как ясно из названия, образовательное учреждение готовит специалистов в области делового туризма.

Курс длится 5 месяцев и предполагает стажировки в агентствах. Всем, успешно сдавшим экзамены, мы помогает в трудоустройстве в агентствах - участниках нашей ассоциации. Недавно мы набрали третий курс, а некоторые из выпускников уже работают в компаниях, участниках ассоциации. Можно сказать, что это самое элитное направление туризма, работать у нас престижно, и молодые люди это все больше понимают.

Каким вы видите ваш рынок в будущем?

Мы только в начале пути. В развитых странах деловой туризм существует уже 30-50 лет, у нас этой отрасли немногим более 15 лет. Инфраструктура должна соответствовать международному уровню. В части перевозок ситуация и сейчас уже неплохая, их качество более или менее соответствует международному уровню. Правда, это не относится к малым авиапредприятиям, где имеется один-два самолета производства 60-х годов прошлого века. По прогнозам Всемирного совета по путешествиям и туризму, к 2020 году объем российского рынка делового туризма достигнет 18,4 млрд долларов. Это означает трехкратный рост по сравнению с нынешними показателями. Такие цифры вселяют надежду и не могут не радовать!

В завершение не могу не спросить, почему Ассоциация бизнес-туризма, ведь прежнее название звучало как Ассо циация агентств делового туризма?

Идея выхода на уровень отраслевого объединения обсуждалась нашими участниками уже давно. Все крупные международные ассоциации, с которыми мы поддерживаем партнерские взаимоотношения, имеют подобную структуру. Решение о переименовании и смене концепции было принято еще в прошлом году, и сейчас завершается процедура внесения изменений в учредительные документы ассоциации.

Но что даст смена статуса?

Став отраслевым объединением, мы сможем принимать в участники не только бизнес-агентства, но авиакомпании, гостиницы, национальные офисы по туризму, выставочные компании, финансовые организации и самих корпоративных клиентов - всех, кто так или иначе связан с деловым туризмом. Нам всегда было важно, чтобы к мнению игроков рынка прислушивались власти и ключевые общественные организации. Будучи отраслевой ассоциацией, нам проще отстаивать интересы своих участников, мы сможем собирать статистику по рынку, представлять прогнозы. Мы рассчитываем, что к нам будут относиться с еще большим уважением и обращаться за экспертными мнениями и комментариями.

Справка

Согласно международной статистике, третьей по величине статьей расходов организаций являются командировки сотрудников. Нет ничего удивительного в том, что многие фирмы стремятся контролировать и по возможности оптимизировать данную статью расходов. Большинство крупных и средних компаний держат в штате специальных сотрудников - тревел-менеджеров, которые формируют внутренний регламент по командировкам или тревел-политику, контролируют бюджет компании на поездки, корпоративные торжества, проводят тендеры по выбору поставщиков услуг.