Денежный вопрос может стать серьезным воспитательным фактором в развитии ребенка.
Как же изменилась в лице моя подруга, когда ее шестилетний сынок, приняв от нас в подарок на 23 февраля красивый фотоальбом, сразу после "спасибо" спросил: "А сколько вы за него заплатили?"
"Я говорила ему, что воспитанные люди себя так не ведут, - сетовала Галя за чаем, - и показывала, что обиделась, и даже наказывала. Все бесполезно. Идем в кино: а сколько стоят билеты? А эта красивая машина? А у папы зарплата больше, чем у дяди Володи?"
Я успокоила ее. Мальчик развивается правильно. Именно в его возрасте у детей появляется осмысленное отношение к деньгам не как к разноцветным бумажкам, которые зачем-то лежат у родителей в кошельках, а как к эквиваленту той или иной вещи. И они понимают, что мы живем так, а вот наши соседи живут по-другому, гораздо лучше. У их детей есть дорогие компьютеры, их на каникулы возят на курорты - и все это зависит от того, сколько у кого денег. Сегодняшняя сосредоточенность семьи на денежных делах передается нашим детям довольно рано.
А между тем, если правильно и своевременно сформировать отношение ребенка к деньгам, то это может стать для него мощным развивающим и воспитывающим средством, в то время как ребенка, вступившего в этот мир неподготовленным, ждут в жизни большие проблемы. Для него окажется сложным не только зарабатывать и тратить, но и вступать в любые отношения, связанные с деньгами.
- Мам, дай мне денег!
- А тебе зачем?
- Мне хочется что-то покупать.
- Да, тебе и вправду пора учиться распоряжаться деньгами.
- А как?
Хороший вопрос. И чем раньше ребенок его задаст, тем больше у вас будет времени, чтобы подготовить его вхождение в материальный мир. И лучше всего делать это через игру, наиболее понятное ему занятие.
Если малыш лет с полутора любит сюжетные игры, обыгрывает жизненные ситуации, попробуйте предложить ему тему "магазина и покупок". Нарисуйте "денежки", "покупайте" на них конфетки, игрушки, книжки. При этом следите, чтобы ребенок не отдавал все свои "деньги" за одну конфетку, пусть запоминает, что сколько "стоит". Элементы "товарно-денежных отношений" можно включать в любые сюжетные игры, например, играя в стройку, "покупать" стройматериалы, катая машинки, заправлять их бензином и т.д.
Очень полезно дать в полное распоряжение малышу пригоршню мелочи: пусть играет блестящими монетками, раскидывает их по своей комнате, "сорит деньгами", он с ранних лет должен знать, что деньги не являются чем-то особым, таинственным, до чего ему еще расти и расти. Постепенно знакомьте его с миром вещей, продуктов, сначала в форме той же игры или обучения, скажем, математике. Вот у нас кочан капусты. Сколько она стоит? А эта коробка молока, батон в хлебнице? А сложив все это, мы узнаем, сколько стоит весь обед!
Лет с двух берите ребенка с собой в магазин, показывая, как делаются покупки. Подходя к прилавкам, продолжите домашнюю игру, приценитесь, как вам уложиться в определенную сумму и вместе с тем купить все необходимое. Так человек быстрее начнет чувствовать себя самостоятельной личностью, выступающей в такой "взрослой" ситуации на равных с родителями.
Со старшим дошкольником на эти темы уже можно разговаривать прямее: объяснять на доступном ему уровне, откуда берется зарплата, почему в магазине дают сдачу и сколько конфет можно было купить на те деньги, которые заплачены за ремонт сломанного им ТВ-пульта.
Ребенок лет семи уже не только совмещает в своем сознании образ предмета с соответствующей денежной суммой. Ему начинает нравиться держать в руках деньги. А еще сильнее - получать их в свое полное пользование. Самое время предоставить человеку его собственный бюджет, пусть у него появятся свои доходы и расходы.
Рассчитайте вместе с ребенком, что он хочет покупать на свои деньги: пирожок в школьном буфете, журналы, подарки на 8 Марта или дни рождения... Денег должно быть достаточно, чтобы человек научился принимать самостоятельные решения - купить конфету или жвачку, наклейку или сувенир маме. Предложите ему покупать самостоятельно все необходимое для школы - это может приучить человека серьезнее относиться к своим вещам и не терять по ручке в день. Узнав, какую сумму он хотел бы иметь, соотнесите это с вашими возможностями и никогда не стесняйтесь объяснять ребенку, что, скажем, требуемой суммы у вас сейчас нет - он должен понимать, что деньги есть не всегда.
Если ребенок хочет не просто получать от вас регулярно строго отмеренные суммы, а зарабатывать что-то сам, в рамках семьи, не противьтесь этому. Наилучшим началом трудовой деятельности могут стать его самостоятельные походы в близлежащий магазин за продуктами - хлебом, молоком - после чего он может разумную часть сдачи оставить себе.
На мой взгляд, невозможно, недопустимо поощрять деньгами хорошую учебу или работу по дому. Во-первых, ребенок учится для себя, работает на свое будущее. И задача родителей помочь ему выработать интерес к учебе как к таковой, а не подменять его интересом к деньгам. Что же касается домашнего хозяйства, то не забывайте, что человек, живущий в семье, даже маленький, должен вносить свой посильный вклад в улучшение жизни семьи, в поддержание порядка в доме. Вы должны воспитать человека, который будет потом помогать вам, как вы когда-то помогали ему, растя его. Иначе ждите со временем таких ситуаций: "Сынок, я плохо себя чувствую, сходи за лекарством. - Гони червонец - схожу..."
Кстати