17.03.2011 00:40
    Рубрика:
    ФАС и Минэкономразвития подготовили варианты изменения закона о госзакупках
    Два ведомства не могут поделить лавры борцов с коррупцией

    Быть или не быть существующему закону о гозакупках? Именно так сейчас встал вопрос. Причем главная интрига в том, что два ведомства, вместе 94-й закон когда-то сочинившие, вместе его пиарившие и защищавшие от нападок нечистых на руку чиновников и бизнесменов, вдруг оказались по разные стороны баррикад. Речь идет о министерстве экономического развития и Федеральной антимонопольной службе.

    Два ведомства по-разному услышали и истолковали критику президента, прозвучавшую 30 ноября прошлого года в Послании Федеральному Собранию. Тогда, говоря о 94-м законе, президент сказал: "Заложенные в нем цели, к сожалению, во многом остались декларациями. По самым скромным оценкам, нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и "откаты", и просто нецелевые расходы, составляют не менее триллиона рублей".

    Через несколько дней президент и председатель правительства дали поручение усовершенствовать закон о госзакупках. И это поручение также было понято по-разному. В минэкономразвития решили, что закон надо написать с чистого листа, в ФАС - что его надо просто поправить, оставив все лучшее, что уже себя хорошо зарекомендовало, и больше сориентировать на инновационное развитие экономики.

    В результате министерство подготовило концепцию проекта закона "О федеральной контрактной системе", в которую вмонтирована тема госзакупок. ФАС подготовила концепцию проекта новой редакции 94-ФЗ и изменения других законодательных актов. Но, согласимся: новый закон или новая редакция - по большому счету это не принципиально. Это всего лишь форма. Главное - ее содержание. А по содержанию по ряду принципиальных вопросов у сторон оказались прямо противоположные позиции.

    Пожалуй, наиболее болезненный вопрос - о том, нужно или нет проводить перед торгами так называемую предварительную квалификацию исполнителя заказа. Логика защитников предквалификации - не допускать, чтобы на торги попадали фирмы-однодневки, без опыта работы, без квалифицированных кадров, без надлежащей материально-технической базы. До недавнего времени и минэкономразвития, и ФАС категорически настаивали на том, что предквалификация - субъективный, а значит, коррупционный способ допуска к аукциону, а вернее, отсева на предварительном этапе ненужных конкурентов.

    Особенно настаивают на предквалификации строители. И минэкономразвития в своей концепции решило с этим согласиться. А ФАС осталась на прежней позиции. Там утверждают, что законом предусмотрена предквалификация, но не чиновничья, субъективная, а экономическая - участник предоставляет банковскую гарантию, поручительство крупного юридического лица или денежный залог. Кроме того, для строительных подрядов предусмотрено, что если госзаказ стоит более 50 миллионов рублей, то к аукциону допускаются только фирмы, имеющие опыт работы не менее 5 лет, и исполненные подряды стоимостью не менее 20 процентов от цены данного контракта. Более того, антимонопольная служба соглашается с тем, что аналогичные требования следовало бы ввести для таких творческих сфер, как НИОКР, проведение экспертиз, оказание юридических услуг и т.п. Но отнюдь не для всех подряд.

    По мнению Игоря Артемьева, ведомствам надо искать взаимопонимание и через два-три месяца представить в правительство компромиссный вариант законопроекта. Для этого при ФАС создан координационный совет, который вчера провел первое заседание. Выступившая на нем замминистра финансов Татьяна Нестеренко поддержала идею совершенствования 94-ФЗ. Позиция минфина: закон о федеральной контрактной системе не требует отмены закона о госзакупках.